logo search
Voprosy_k_ekzamenu1

Казахстан в годы нэПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.

Разорение, нужда, обнищание - так оценивал Ленин положение страны после окончания Гражданской войны. Недовольство продразвёрсткой использовали антисоветские элементы. В начале 1921 года СНК принял декреты о бесплатном отпуске населению продовольствия. Но продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась. Крестьянское сопротивление на севере Казахстана возникшее в период «военного коммунизма» называлось движением «зелёных».

Мобилизовать все потенциальные возможности шаруа и переселенческого крестьянства для восстановления сельского хозяйства позволила новая экономическая политика. Новая экономическая политика (НЭП) была принята в марте 1921 года на X съезде партии. Продразвёрстка была заменена продналогом, который объявлялся заранее и был фиксирован. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. Новая экономическая политика разрешала сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать кооперацию, разрешалась торговля. НЭП была призвана обеспечивать постепенный переход казахского народа к социализму.

В июне 1921 года разразился голод, в результате которого в кочевых и полукочевых районах республики особо осложнилась демографическая ситуация. Численность голодающих в Западном Казахстане достигла 82% населения. Толчком к голоду стало изъятие продотрядами 80%сельхозизлишков . Полностью сельхозилишки изымались продотрядами в урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях. Положение усугублялось движением голодающих из Поволжья в Туркестан. Ошибки и перегибы порождали национальную вражду между переселенцами и коренным населением.

14 июня 1921 года Ленин подписал декрет, по которому кочевое и полукочевое население освобождалось от сдачи мяса государству. От продналога освобождались полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота. Советское правительство выделяло крестьянам Казахстана, пострадавшим от неурожая, денежные средства на приобретение скота. Наркомбес КазACCP выступил с инициативой организовать крестьянские коми-Г1 ГЫ взаимопомощи.

Составной частью НЭПа стала земельно-водная реформа, осушившая патриархально-феодальные устои казахского аула. Она проводилась в 1921-1922 годах. В апреле 1921 года был издан декрет о возврате земель, отнятых царизмом у казахов. В Семиречье М кахам вернули 460 тыс. десятин земель, отнятых при подавлении Восстания 1916года . Для населения Семиречья за счёт бывших Офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд. В укреплении Советской власти в аулах и проведении земельно-водной реформы большую роль сыграл Союз ИКОШЧИ». В проведении реформы проявили себя: А.Асылбеков, Л. Джангильдин, Д.Барибаев. Обострение межнациональных отношений в годы реформы было вызвано неправильными действиями Местных партийных и советских органов. 300 тысяч казахов бежало в Китай.

С первого января 1924 года продналог стал взиматься только деньгами. Продналог был прогрессивным, основная его тяжесть ложилась на хозяйства баев и кулаков. НЭП стал тем «чудом», которое позволило мобилизовать возможности шаруа для восстановления хозяйства. На базе экономического роста происходило дальнейшее расслоение крестьянства. В 1928 году 3\4 аула составляли середняки.

В годы НЭПа предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, транспорт, связь были переведены на хозрасчёт. В краевой бюджет от добычи Эмбенской нефти отчислялось 5% доходов . Главным районом металлургии являлся Рудный Алтай. 24 мая 1921 года декрет «Об обмене» активизировал товарообмен и товарооборот.

В 20-е годы XX века во всех звеньях партийной работы внедрялся командно-административный метод. Утверждение в стране устоев казарменного социализма обеспечивало преобладание идеологии над экономикой.

В январе 1921 года образовано областное бюро профсоюзов. В первые годы советской власти избирательное право предоставлялось потомкам бывших волостных управителей.

Весной 1922года в степь был направлен «Красный караван» с целью пропаганды декретов советской власти и разъяснения национальной политики. Возглавлял караван А.Джангильдин. Караван прошёл путь от Оренбурга до Семипалатинска, 25 волостей, оставляя за собой «Кызыл отау» (красные юрты), которые стали центром просветительской работы в аулах.

В 1921 году Первый Казахстанский съезд комсомола состоялся в городе Оренбурге. Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане в 20-е годы XX века был Гани Муратбаев.

В январе 1921 году принят декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) языка». 22 ноября 1923 года принят декрет «О введении делопроизводства на киргизском языке». Большая работа была проделана по подготовке национально-государственного размежевания Средней Азии и присоединению Южного Казахстана к Казахстану. Данная работа стала завершающим этапом в формировании территории Казахстана.

Весной 1921 г. началось осуществление земельно-водной реформы, которая глубоко всколыхнула аул, вызвав большой революционный подъем среди бедноты и батрачества. В ходе реформ они наделялись скотом и инвентарем за счет конфискованного у кулаков имущества: казахское крестьянство получило ранее отобранные у него пастбища, пахотные угодья, скотопрогонные дороги. Возвращение земель трудящихся проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы с кулаками, казачьей верхушкой, которые уничтожали награбленные ими имущества, убивали активных работников комиссии союза кошчи. В ходе реформы были допущены перегибы и грубые ошибки в отношении ко многим беднякам и середнякам переселенческих сел. Далеко не всегда проявлялось настоящая забота о хозяйственном устройстве как оседавшего казахского крестьянства, так и переселявшихся в другие места русских крестьян, что вызывало справедливое недовольство крестьян, мешало восстановлению сельского хозяйства. Письмо ЦК дало коммунистам Туркестана конкретную программу практической деятельности. С 1922 г. в меньших масштабах велась работа по хозяйственному устройству казахской бедноты и крестьянства, переселенных в другие села. Более четким стал подход земельной комиссии к социальному составу землеустраиваемого населения, увеличился объем государственной помощи землеустройства. Землей наделялись казахская и русская беднота. В июне 1922 г. эти мероприятия были закончены. Одновременно принимались меры для полной ликвидации последствии колонизаторской политики царизма в земельном вопросе на территории Каз.АССР. Были приняты декреты о возвращении и передачи казахским трудящимся земель (2-е февраля, 19 апреля 1921 г.), но провести их в жизнь было не легко.

К осень 1922 г. часть левобережья Урала была размежевана. Казахское население получило свыше 2008 тыс. десятин удобных пастбищ и пахотных угодий. В Преиртышской полосе в пользование казахского населения перешли земли войскового запаса было подготовлено к размежению несколько сотен тысяч десятин.

Земельно-водная реформа на Юге и возращение земель по Урал и Иртышу усилили стремленье казахского трудового крестьянства к оседлости и земледелию. Несмотря на сопротивление байства, пытающихся сохранить кочевой образ жизни, тысячи хозяйств переходили к оседлости. Принимались меры к обеспечению оседающего населения лесом для постройки домов, семенами, предметом первой необходимости. Аграрные реформы 1921-1922 гг. обеспечения бедноты казахского хозяйства землей, освобождает их от кабальной зависимости и тягот арендной платы. Создается условие для их осереднячивания, для перехода к оседлости и земледелию в тоже время реформы нанесли серьезный удар по кулачеству и казачьей верхушки, ослабили позиции байства, привели к росту самосознанию казахской бедноты, к укреплению союза рабочих и крестьян. Это означает шаг вперед по пути ликвидации фактического неравенства казахского народа по расчистке аула от патриархально-феодальных отношений, сковывающих его производительных сил.

  1. Идейные воззрения национальной интеллигенции: деятельность и творчество А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Ш. Кудайбердиева. Формирование новой казахской советской интеллигенции.

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбергенов и Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов.

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил перво­начальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии (1891–1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной затем волостной школ. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург.

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного язы­ка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает науч­ную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновс­ким, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Ав­тором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грам­матики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом бу­дущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.

После революции 1917 года, будучи членом партии «Алаш», А. Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитете Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса.

В 1920 году вступает в РКП (б), в 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графичес­кая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов.

В июне 1929 года во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Чокаевым, якобы для того, чтобы тот помог осуществить план отделения Казахста­на от России.

В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмат Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».

Но время все расставило по своим местам. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован. Ученый, просветитель Ахмет Байтурсынов снова с нами. В сво­их книгах, в фонде его имени, в названии улиц, а главное – в своих идеях, которые созвучны проблемам дня сегодняшнего.

В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю;

Ему установлены памятники в Костанае (2000), Шымкенте (2004), его именем названы улицы во многих городах Казахстана; именем Байтурсынова назван Кос­танайский государственный университет.

Алихан Бокейханов Казахский общественный и государственный деятель, преподаватель, ученый, журналист, этнограф. Один из основателей и лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917 г.).

Родился в Токыраунской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области, нынешнем Актогайском районе Карагандинской области. Принадлежал к султанскому роду торе, потомок Джучи хана, старшего сына Чингисхана.

Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец повез его в Каркаралы, отдал учиться местному мулле. Но сообразительный маль­чик, поняв, что дети, обучающиеся в школе, более грамотны, сам, по своей воле, перевелся в городскую трехклассную на­чальную школу. После этого он поступил в Каркаралинское городское трехлетнее училище, которое закончил на «отлично». 16-летний Алихан был принят в Омское техническое училище. Училище, где в течение всех четырех лет Алихан был лучшим учеником, в благодарность за это, предоставило ему возможность для продолжения учебы. Так в 20 лет он поступил на эко­номический факультет Петербургского лесотехнического института, имея на руках рекомендательное письмо канцелярии Степного генерал-губернатора и 200 рублей стипендии казахского сообщества.

В Петербурге наряду с ежедневными занятиями в институте Алихан Бокейханов активно участвовал в работе политичес­ких, литературных, экономических кружков, участвовал также в студенческих волнениях. Он стал задумываться о тяжелой судьбе казахского народа, более 200 лет находившегося в зависимости от Российской империи. АБокейханов понимал, что народу, прозябавшему в плену необразованности и невежества, необходимы знания и культура. Он поставил перед собой цель: поднять образованность, культуру народа, улучшить его жизнь.

Закончив учебу, А. Бокейханов вернулся в Омск человеком со сформировавшимися взглядами на колонизаторскую полити­ку Российской империи в казахской степи, вооруженный марксистской экономической теорией, знакомый с видами и методами политической подпольной де­ятельности, имеющий определенный опыт политической борьбы. По возвращении в Омск он быстро нашел язык с прогрессивно настроенной интеллигенцией, со ссыльными, наладил с ними тесные отношения, стал активно участвовать в общественно-политической работе.

Вступив в ряды партии «Свобода народа», он и сам организовал небольшую группу приверженцев этой партии среди казахской интеллигенции и политических активистов. Омский период жизни оказал особое влияние на формирование политических взглядов, на становление его как политического, общественного де­ятеля, политического борца, а в дальнейшем организатора и вождя национально-освободительного движения.

Наличие в казахской степи в начале ХХ века двух идейных течений общеизвестно. Одно из них — традиционное панисламистское течение с центрами в Бухаре и Туркестане. Второе — новаторское пантюркистское течение, состоящее из прогрессивно мыслящих представителей казахской интеллигенции, получивших обра­зование в русских школах, возглавил Алихан. Он относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая "ви­дит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры. Пантюркисты считали преждевременным вступать в открытую борьбу против Российской империи, тем самым показав политическую выдержку. Они считали необходимым, в первую очередь, разбудить сознание народа и все силы мобили­зовали на решение этой задачи. Но развернуть эту работу так, как они задумали, не давали сыщики жандармского управления. По доносам агентов их пресле­довали, сажали в тюрьмы. Это коснулось и Алихана, который еще в студенческие годы попал в список неблагонадежных и был под наблюдением; вначале его зак­лючили в Семипалатинскую тюрьму, потом сослали в город Самару.

По возвращении из ссылки в 1916 году А. Бокейханов сразу же включился в общественно-политическую жизнь Оренбурга — он был выбран в городскую думу.

Член партии кадетов с 1905 года А. Бокейханов большие надежды возлагал на Февральскую революцию, но они не оправдались. Временное правительство, ко­торое представляли вожди партии кадетов, было против предоставления автономии казахам. Помимо этого он не смог прийти с ними к соглашению по земель­ным вопросам и вышел из состава партии. После февральской революции его пути с кадетами разошлись поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу.

Возглавив группу из девяти представителей казахов, А. Бокейханов участвовал в работе съезда Сибирских автономистов в Томске. Он намеревался создать Ка­захскую автономию в составе Сибирской республики. По возвращении А. Бокейханов приступил к созданию первой в истории казахов национальной политичес­кой организации — партии «Алаш». Идейные предпосылки такой партии были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым.

В декабре 1917 года на Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда». Первым председателем этой первой Казахс­кой автономной республики был избран А. Бокейханов. Но вскоре большевики, пришедшие к власти, прекратили деятельность Казахской автономии, а руково­дителей подвергли гонениям.

В гражданской войне А. Бокейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они ока­зались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое ре­шение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. А. Бокейха­нов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию большевиков по вооруженному захвату власти.

Но поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Бокейханов счел для себя возможным работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но де­ятельность А. Бокейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигну­тый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой реп­рессий против казахской интеллигенции.

В 1920–1930-е годы А. Бокейханова трижды арестовывали органы НКВД. В августе 1937 года он был вновь арестован по ложному обвинению. 27 сентября 1937 года осужден и приговорен к смертной казни за принадлежность к «террористической организации». В тот же день приговор был приведен в исполнение: А. Бокейханов — расстрелян.

Деятельность выдающегося гражданина, посвятившего всю свою сознательную жизнь, до последнего дыхания, делу освобождения народа, была многогранной. Он — делегат Российских съездов местных и городских общественных деятелей, депутат I Государственной Думы, депутат народного съезда мусульман, член бю­ро фракции мусульман IV Госдумы, ученый-энциклопедист по лесному хозяйству, экономист, организатор научного исследования скотоводства, историк, эт­нограф, литературовед, переводчик, публицист. А. Бокейханов — выдающаяся личность, оставившая незабываемый след в общественно-политической, духов­ной, культурной истории казахского народа.

Магжан Жумабаев

Поэт, прозаик, переводчик и педагог Магжан Жумабаев родился в25 июля 1893 года в Булавском районе Северо-Казахстан­ской области на берегу озера Сасыкколь. Средний жуз. Аргын. Родословную можно проследить от прадеда Шоная. Отец бу­дущего поэта, Бекен, был прогрессивным человеком своего времени. Он высоко ценил знания и старался привить к ним ин­терес и у своих детей. Семья была большой — семеро сыновей и две дочери. Все дети были удивительно смелыми, деятель­ными и красивыми.

Магжан начал учиться с четырех лет в домашней школе отца, созданной им для своих детей и детей родственников. Их обучали восточным языкам и восточной литературе, арифметике и географии. Магжан рос в тесном общении с природой. Впечатления детства воплотятся позже в образы многих его поэтических творений: «Береза», «Весна идет», «Матери» и др. Отец из всех своих детей выделял Магжана, заметив у сына острый ум и особое прилежание. Он прочил сыну духовную стезю. А дед Жумабай гордился своим внуком и любил повторять: «Мой этот внук весть обо мне пронесет по всему земно­му шару».

В 1905 году Магжана всей семьей проводили на учебу в Кызылжар, ныне Петропавловск, где известный в те времена бо­гач Мухамеджан Бегишев, окончивший полный курс Стамбульского университета, открывает медресе для казахских и та­тарских детей. Магжан с увлечение изучает арабский, персидский, турецкий языки, историю тюркских народов.

В 1910 году Магжан заканчивает учебу в медресе, получив по всем предметам высший балл, и тогда же решает продол­жить свое образование. Будущий поэт вместе с другом-односельчанином Бекмухамбетом Серкебаевым (будущим отцом Ер­мека Серкебаева) отправляется в Уфу и поступает в медресе «Галия», приравненное к высшему духовному учебному за­ведению. Наряду с религиозными дисциплинами здесь изучались светские науки: литература, история, география, геомет­рия, основы музыки и др. А, главное, в стенах этого учебного заведения поощрялось литературное творчество: выпускались рукописные газеты и журналы, про­водились литературные вечера, устраивались диспуты. По воспоминаниям Бекмухамбета Серкебаева, два молодых поэта были гордостью всего медресе, выс­тупали с чтением стихов, как чтецы-декламаторы. Оба были душой театральной группы, пользовавшейся популярностью в городе.

Магжан учился в медресе полтора года. В 1913 году он возвращается в Петропавловск и начинает учить русский язык у казахского поэта Мыржакыпа Дулатова. В этом же году поэт переезжает в Омск, чтобы поступить в учительскую семинарию. Вопреки желанию своего отца, он решает посвятить себя педагогической деятельности. Рушились мечты его отца, и Магжан был лишен материальной поддержки своих богатых родителей. О разладе с отцом поэт с душевной болью го­ворит в своем знаменитом стихотворении «Исповедь».

Писать стихи Магжан начал в четырнадцать лет. Его печатают почти во всех газетах на казахском и татарском языках. Первый его сборник «Шолпан» вышел в 1912 году в Казани и стал событием в казахской литературе. К этому времени завязываются творческие связи молодого поэта с людьми, которые сыграли за­метную роль в судьбе поэта и казахской литературы.

В 1917 году Магжан закончил семинарию с золотой медалью и возвратился в родные места. Время было тяжелое, неспокойное: революция, гражданская война. Поэт принимает участие в создании в казахской степи партии «Алаш», переживает колчаковские набеги и чехословацкий бунт. В 1919 году его посещает боль­шое горе — умирает от родов жена Зейнеп, а вскоре и новорожденный сын.

В 1918 году Магжан открывает в Омске курсы казахских учителей, становится ответственным редактором первой казахской советской газеты «Бостандык туы».

В 1922 году его приглашают работать старшим преподавателем Казахско-киргизского института просвещения. Магжан сотрудничает с газетой «Ак-жол», журна­лами «Сана» и «Шолпан». В этом же году в Казани и в 1923 году в Ташкенте увидел свет его второй сборник стихов.

В 1923 году по приглашению Наркома просвещения РСФСР А. Луначарского поэт приезжает в Москву и преподает восточные языки в Коммунистическом универ­ситете трудящихся Востока, принимает активное участие в работе издательства «Восток», составляет учебники для казахских школ, а сам вечерами учится в Московском Высшем литературно-художественном институте, слушая лекции поэта Валерия Брюсова. В эти годы он переводит на казахский язык труды Марк­са, Энгельса, Ленина, произведения Горького, Блока и др. Магжан Жумабаев пленил Брюсова «высокой поэтической одаренностью. Это от природы… плюс глу­бокие знания математики, музыки, изобразительного искусства».

Вклад Магжана в углубление и новое качественное пополнение духовной связи казахского и русского народов огромен. Как педагог классической школы он сыг­рал огромную роль в изучении творчества великих русских писателей в казахских учебных заведениях.

Магжан принадлежал к числу самых образованных казахов XX века, владел в совершенстве многими языками: русским, арабским, персидским, турецким и мно­гочисленными диалектами тюркского языка.

1920–1930 годы были трудными в истории литературы и искусства. Главенствовала идея «пролеткульта», согласно которой дореволюционное поколение любой национальной культуры было объявлено буржуазным. Поэт был оболган завистниками его могучего таланта.

В 1929 году его арестовали по ложному обвинению в национализме, в создании группы «Алка» для подпольной деятельности и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Затем он был вновь осужден на десять лет и отбывал срок в Карелии. Максим Горький помогает поэту освободиться досрочно, но вскоре его снова на­чинают преследовать и обвинять в старых «грехах». Магжан Жумабаев лишается любимой работы и вообще возможности работать. Он — неблагонадежный.

Последние дни Магжан проводит в Алма-Ате в квартире на улице Лесная, 89. Гонения, насмешки соратников по перу принимают такие формы, что поэт пытает­ся покончить жизнь самоубийством и только чудом остается жить.

18 марта 1937 года Магжан Жумабаева арестовали, и 1938 году его жизнь оборвалась. Пострадал не только поэт, но и его многочисленные родственники, мно­гие из которых сгинули в тюрьмах и лагерях

Поэт был посмертно реабилитирован в 1960 году, но имя его вернулось к читателям только через четверть века.

Жусипбек Аймауытов

Человек щедрого таланта Жусипбек Аймауытов выступал как поэт и драматург, но наибольший вклад он внес в развитие прозы и литературного языка. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методики, не потеряли своего значения и сейчас. Автор оригинальных литературно-критических и публицистических статей, он с увлечением пе­реводил А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, достоянием казахского общества сделал «Интернационал».

Жусипбек Аймауытов родился в 1889 году в семье аульного бедняка в Баян-аульском районе Павлодарской области. До пятнадцати лет учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. В 1907 году поступил в Баян-аульскую русскую школу, но вскоре был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного ре­жима. Два года проработав учителем у себя в ауле и проучившись в русско-казахской школе в Кереку, он в 1914 году посту­пает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с К. И. Сатпа­евым и М. О. Ауэзовым. Учась в семинарии и параллельно добывая себе на пропитание, Жусупбек не чурался никакой ра­боты: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним.

В 1917–1919 годах вместе с А. Букейхановым, М. Жумабаевым, М. Дулатовым, М. Ауэзовым принимал активное участие в организации партии «Алаш-Орда».

С 1922 года Ж. Аймауытов занялся педагогической деятельностью и работал учителем в Карк5аралинске. В 1924–1926 го­дах – в редакции газеты «Ак жол», а с 1926 по 1929 год — он директор Шымкентского педагогического техникума.

Ж. Аймауытов постоянно находился в гуще общественной и политической жизни. Оказывая помощь голодающим Тургайско­го уезда, он собирал по аулам скот. Это и поставили ему в вину, когда он стал одной из жертв сталинских репрессий. В 1929 году Ж. Аймауытова арестовали и расстреляли в 1931 году. Он погиб в возрасте сорока двух лет, в расцвете творческих сил. В 1988 году Ж. Аймауытов был полностью реабилитирован.

Еще подростком, в 13 лет, Жусупбек начал писать стихи. Вторая пора приобщения к писательской деятельности пришла в 19–20 лет. Впервые он печатался в 1913 году в газете «Қазақ». В 1916 году написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы.

Ж. Аймауытов оставил богатое литературное наследие. Он родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Художественные произ­ведения писателя отличаются идейностью, богатством эстетических красок, мастерством художественного изложения, выразительностью языка, изяществом стиля. Такие его стихи, как «Привет Сарыарки», «Кочевка», «Жамиля», «В бездонной пропасти», романы «Карткожа», «Акбилек», повесть «Вина Куникей», расс­казы и драмы, книги для детей, литературно-критические статьи «Акыны после Абая», «Поэзия Магжана», «О переводах» — все эти произведения составили за­метное явление в истории казахской литературы.

Ж. Аймауытов является основателем сценического искусства. Стоя у истоков казахской драматургии, он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахс­кой сцене. Он не только организатор первых театральных групп, но и непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу «Рабига». Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз», посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. С тревогой и страхом воспринимался рядовым казахом стиль жизни, который нес с собой город – падение нравов, утрата цен­ностей, индивидуализм, теснота. С другой стороны, село (аул) тоже было полно противоречий. Часто аульчане вовлекались в родовые распри, а свежие веяния и творческий поиск встречали решительный отпор со стороны косной степной знати.

В Семипалатинске Аймауытов поставил спектакль «Биржан и Сара», в котором сыграл роль Биржана. «Карткожа» (1926) – первый роман, написанный им на ка­захском языке. Не просто тяготы, а ужасы, которые пришлось пережить казахам во время гражданской войны, являются темой романа «Ақбілек». Ожесточен­ные схватки, разгоревшиеся в России, включили в свою орбиту и мирные казахские земли. Задавленные царскими жандармами и солдатами, казахи буквально «потеряли» головы, метались в разные стороны, не разбираясь, где друзья, а где враги, подверглись насилию. Через судьбу героини романа Аймауытов показал трагедию казахского народа, заключающуюся в его покорности, смирении, кротости, раздавленного неумолимым ходом истории и жестокими потрясениями.

Как критик Ж. Аймауытов опубликовал в журнале «Абай» (№ 1) статью «Послеабаевские поэты», в которой рост писательского отряда, и литературы вообще, он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газета «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай Жусупбек каждым своим словом заставлял молодежь ду­мать, стремиться к лучшему.

Благодаря Ж. Аймауытову на казахском языке зазвучали «Скупой рыцарь» и «Каменный гость» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Отверженные» В. Гюго, «Белое безмолвие» Дж. Лондона и др.

Ж. Аймауытов является автором ряда учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, искусству.

В 1929 году по обвинению в национализме Жусипбек Аймауытов был заключен в тюрьму, после длительного следствия был заочно приговорен к смертной казни в 1931 году.

Шакарим Кудайбердиев

Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.

Отец Шакарима Кудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы раннего детства, отрочества и юности Шакарима, несмотря на то, что мальчик в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда Кунанбая. "Покойный дедушка жалел меня как сироту, поэтому не очень утруждал учением, и потому в какой-то степени я остался неучем, делал все, что взбредет мне в голову и рос без всяких строгостей в отношении воспитания и учебы," - вспоминал позже Шакарим.

Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником школы Абая, где почитали за святыню ораторское мастерство, творчество любого рода и приверженность к музыке.

Будучи в Семее, повзрослевший Шакарим приобретает гармонь, шарманку и скрипку, на которой его научил играть какой-то русский музыкант. Он занимается также рисованием, работой по камню, изобретает и кроит одежду, изготавливает скрипки, домбры, держит скаковых лошадей, охотится с беркутом. Известно, что он изготовил протез для покалеченного когтя беркута из стали. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло.

"Стихи мои тех юных лет страстно молодежью почитались. Но я не знал о нуждах народа своего и потому не мог тогда сказать нужного слова."

Но в ту пору Кудайбердыев не смог вплотную приступить к писательской деятельности. Едва ему исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь своему народу добиться лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения между родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи воцарились мир и благоденствие. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители.

Своеобразной школой для него стало знакомство со спорами и тяжбами. Многочисленные жалобы раскрыли ему, как много несправедливостей в окружающем мире. Он проник в систему правления, в которой главенствующее положение занимала колониальная политика царского правительства, основанная на подавлении и ущемлении прав казахского народа. В действиях местных администраторов в этот период происходила неприглядная мышиная возня. На столь нелегком поприще Кудайбердыев неоднократно натыкался на непреодолимые препятствия, познав, что такое поражение, даже стал сомневаться в торжестве справедливости.

Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года, уже после сорока лет. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу. В эту пору он познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география - все входило в круг его интересов. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Полностью отдавшись наукам и знанию, он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

Начало XX в. знаменовало время подъема творческой деятельности Шакарима. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семей приобретенные им книги. Последний период его жизни совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.

Шакарим был свидетелем многих значительных событий и изменений, происходивших в отношениях между Россией и Казахстаном. Он участвовал в национально-освободительном движении "Алаш". Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние на мировоззрение поэта.

В 1912-1922 годах Шакарим жил в местности Кенконыс, целиком посвятив себя науке и творчеству. С 1922 года он жил в местечке Шакпан в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года Шакарим был безвинно осужден и тайком расстрелян. Великий талант, большой ученый на долгие годы был забыт.

При жизни Кудайбердыева были напечатаны такие его книги как "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек". Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах "Абай", "Айкап", "Шолпан", в газете "Казах". "Абай" и "Шолпан" напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун". Поэтический перевод "Дубровского" и "Метели" Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале "Эдебиет майданы".

Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в "буржуазном национализме" и прочих нелепых грехах. Но народ по-прежнему хранил в памяти произведения поэта. Пересмотра официального отношения к творчеству Кудайбердыева требовала казахская интеллигенция. Только после 1986 года стало возможным возвращение поэзии Шакарима народу. Получили огласку его деятельность по проведению съезда алашевцев в Семипалатинске в 1918 году, статьи, философские эссе, стихотворения и поэмы, очерки и многое другое. По записи Ахата Кудайбердыева (1900-1984), сына Шакарима, поэта и композитора, мы можем бросить свет на место музыки в мировоззрении духовного восприемника Абая. Вопреки прежнему подходу к исламизму Абая как к чему-то сугубо предосудительному, а тем более к учению Шакарима как к сплошной мистической религиозности, есть потребность объективно взглянуть на преемственность Абай - Шакарим. Именно Абай Кунанбаев обратил внимание Шакарима на Восток, оплатил его расходы на путешествие в Мекку, Медину, Мысыр, Стамбул, дабы тот ознакомился с историческими местами, учеными, посетил библиотеки. Там Шакарим приобрел ценные книги и освоил восточную систему записи нот. Песни "Жастык", "Сегiз аяк", "Ажалсыз эскер" были сочинены Шакаримом в соавторстве с Абаем-композитором, поставившим перед юным поэтом проблему отыскания различных стихотворных размеров для сочетания с музыкальным песенным рядом. В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие те, которыми задавался в свое время И.Кант: "Откуда я? Что я должен делать? На что надеяться?". Как последователь Абая Шакарим глубоко воспринял поэтическую и музыкальную стихию, исторически выработанную душой казахского народа, заложенные в ней пласты верований и понятий он претворил в основополагающих принципах своего философского мировосприятия.

  1. "Малый Октябрь" Ф. И. Голощекина в Казахстане и насильственная советизация казахского аула. Формирование тоталитарной системы.

В 1925 г. в Каз-н был прислан новым руководителем краевой партийной организации Голощекин Ф.И. Приехав в Кызл-Орду, он заявил, что в Каз-не нет и не было советской власти. Поэтому необходимо пройтись по аулам Малым Октябрем. Голощекиным были поставлены две задачи:

  1. Разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации.

  2. Массовый переход казахов к оседлости.

Это вызвало протест некоторых местных комитетов. Их обвинили в 1926 г. в национал уклонизме, подвергли гонениям и т.д. Многие были удалены из республики:

Укрепление тоталитарной системы в Каз-не связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925 г. руководителем краевой партийной организации. Профессиональный революционер, один из организаторов расстрела царской семьи, Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил об отсутствии в казахском ауле Советской власти и необходимости «пройтись по аулам Малым Октябрем». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации. Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. «в национал уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С. Сейфуллин, М. Мурзагалиев, Н. Нурмаков, С. Мендешенв и др. Многие из них были удалены из республики. Ж Султанов, С Садвакасов, Ж. Мунбаев сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политичских противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж Аймаутов, М. Жумабаев. Через 2 года были арестованы М. Тынышпаев, Ж.и Х. Досмухамедовы и многие другие представители национальной интеллигенции.

Фактически устранив оппозицию в Каз-не, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «Малого Октября». В 1926-1927 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1360 тыс десятин сенокосов и 1 250 тыс десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла.

Не имеющее скота хоз-ва не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам.

Следующим шагом стала конфискация имущества крупных баев-скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Намечалось конфисковать имущество и скот около 700 хоз-в. согласно документам скот был отобран у 696 =хозяйств, однако на деле эта цифра была гораздо выше. Так, только в Акмолинском округе вместо 46 по плану конфискации и выселению было подвергнуто более 200 хозяйств, в Петропавловском вместо34 хозяйств – 102 и т.п. Всего в результате компании ок 145 000 голов скота были переданы беднякам следует заметить что конфискации подверглись не только крупные скотовладельцы, но и середняки, замеченные в нелояльности властям. Усиливался так же налоговый пресс в отношении зажиточных хоз-в, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога. Так, в 1927-1928 гг. 4 % хоз-в уплатили 33% всей суммы налогов. Кроме того, существовала система «Самооблажение», по которой сумма могла превышать первоначальную в 2-3 раза.

Следует отметить, что политика давления на зажиточных крестьян была характерна не только для Каз-на, но и для всего Советского Союза. Главной своей целью Советское правительство считала ускоренную индустриализация, средства для который должен был дать аграрный сектор экономики. Традиционное хоз-во, опирающееся на частную собственность на землю и скот не могло в короткие сроки дать необходимые средства. Поэтому в конце 20-х гг. был взят курс на коллективизацию – создание системы коллективных хозяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства.

Каз-ну была уготовлена особая роль. Богатые природные ресурсы предусматривали создание здесь крупной индустриальной базы, однако, рабочая сила должна была быть перемещена сюда извне, из центральных регионов России и Украины. Казахи, как кочевники и скотоводы, не вписывались в будущую систему «социалистического Каз-на». Именно поэтому Голощекин с согласия Сталинв выбрал те методы коллективизации которые не могли не вызвать полный развал казахского хоз-ва и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид.