Глава 2. Арабские страны Африки Египет
Завоевание Египта турками
В XVI в. большинство арабских стран было завоевано турецкими феодалами и включено в состав Османской империи. В числе первых, кто утратил свою политическую независимость, был Египет, господство в котором находилось в руках мамлюков.
Мамлюки — своеобразная военно-феодальная каста, организованная изначально в качестве султанской гвардии из пленных или купленных рабов и ставшая с течением времени самостоятельной силой. Во главе начальников мамлюкских отрядов, беев, стоял султан, резиденция которого находилась в Каире. Мамлюкские султаны или беи, в основном выходцы из числа гвардейских военачальников, не имели законных наследников, поэтому преемниками мамлюкского султана или бея как правило становились не их потомки. Мамлюкские династии были недолговременными, а не имевшие легитимной защиты потомки султанов быстро низвергались очередным усилившимся мамлюком. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа — черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встречались и добровольцы — представители различных национальностей Европы. Но мамлюкам никогда не мог стать египетский араб.
Господство мамлюков характеризовалось нещадной эксплуатацией феллахов и бедуинов при игнорировании нужд сельского хозяйства, что особенно пагубно отражалось в районах поливного земледелия, где система искусственного орошения требовала постоянного внимания. Постоянное усиление податей также приводило к сокращению сельскохозяйственного производства, к ухудшению положения населения и к росту недовольства среди феллахов и бедуинов. Эти факторы облегчали турецким феодалам завоевание Египта.
Вначале мамлюки оказывали турецкой армии довольно упорное, хотя и безуспешное сопротивление. Новый султан Туман-бей, бывший раб, стал преемником Кансу Гурии, погибшего в битве в Северной Сирии летом 1516 г. По его приказу на границе пустыни был построен укрепленный военный лагерь, который, однако, турки обошли. Планируя остановить турок на подступах к Каиру, Туман-бей приобрел у венецианцев 80 пушек, которыми, как оказалось, мамлюки не умели пользоваться.
Вступив в Каир в начале 1517 г. и не встретив сопротивления, турецкая армия Селима I подвергла грабежу египетскую столицу. Мамлюкские отряды отступали до Верхнего Египта, где были окончательно разгромлены турками. Туман-бей, выданный Селиму египетскими бедуинами, был повешен в Каире.
Следствием завоевания Египта стало установление турецкого господства в Хиджазе, священной для мусульман стране, центре паломничества, который полностью зависел от продовольственных отношений с Египтом. Перекрыв продовольственное снабжение Хиджаза, правители Египта могли в любое время вызвать в стране голод, что неизбежно повлекло бы за собой волнения как среди паломников, так и среди местного населения, которое в основном существовало за счет доходов от паломников. Поэтому с переходом Египта под турецкое господство, Хиджаз неизбежно разделял его судьбу. В год завоевания Египта Селим I получил ключи от мекканского храма Каабы, главной святыни мусульман, и среди прочих титулов получил почетное звание «слуга обоих святых городов», т. е. Мекки и Медины. Много позже, во второй половине XVIII в., в период распада Османской империи, была создана легенда о том, что аббасидский халиф Аль-Мотаввакиль, состоявший в придворном штабе мамлюкского султана в Каире, передал турецкому султану Селиму I титул и прерогативы халифа всех мусульман.
Египет под турецким господством
Установление турецкого господства не внесло существенных изменений в общественный строй Египта. Населению приходилось выдерживать двойной гнет — как мамлюкских,
так и турецких феодалов. Мамлюкские беи и высшее мусульманское духовенство по-прежнему составляли верхний слой класса феодалов. Турки оставили значительную долю власти в руках беев, владевших крупными поместьями: еще в год завоевания Египта Селим I признал за 24 беями их прежние права на владение землями и подтвердил их привилегии.
Правил Египтом от имени султана турецкий паша, которого султан назначал на пост сроком на 1 год, хотя обычно этот срок увеличивался до 2 и 3 лет. Местопребыванием паши служил Каир. Паша правил с помощью дивана из министров и окружал себя гвардией из янычаров и мамлюков. Высшим командирам этой гвардии он раздавал во владение земли, ранее принадлежавшие мамлкжским султанам, и назначал их на различные административные посты. Таким образом турецкие феодалы пытались создать себе опору в завоеванной стране.
Несмотря на то, что за прежним господствующим классом сохранялись земельные владения и феодальные привилегии, власть турецкого паши фактически ограничивалась Каиром и его окрестностями. Каирский паша превратился в посредника между турецким султаном и египетскими феодалами. Его основной (а нередко и единственной) обязанностью стала доставка податей в султанскую казну.
Уже в первые годы турецкого господства появились признаки народного недовольства, выражавшиеся в волнениях и восстаниях в различных районах страны. В 1525 г. турецкий султан Сулейман Кануни направил своего фаворита Ибрахи-ма-пашу в Египет для «наведения порядков». Ибрахим, прибыв во главе большого вооруженного отряда, провел ряд карательных экспедиций. В Египте был введен составленный при Сулеймане I свод законов — «канун-наме», определивший формы землепользования, права землевладельцев, а также статус городов, ремесла и торговли. Свод подтвердил прикрепление крестьян к земле.
В соответствии с принципом феодально-государственной собственности на землю все орошаемые и возделываемые земли считались собственностью турецкого султана. Фактическими же владельцами земли были феодалы — мулътазимы, которые получили ее во владение от каирского паши как представителя султана. В качестве мультазимов выступали мамлюки различных рангов, арабские шейхи, т. е. представители бедуинских племен и их родственники, командиры
турецкого войска, а также местные купцы и ростовщики. Размеры земельной собственности, а также ее доходы варьировались: от владения целыми округами с сотнями деревень и несколькими городами до одной деревни.
Главной обязанностью мультазима по отношению к государству было взимание государственных податей («жира») с феллахов и передача этих податей паше. Деревенские старосты или особые сборщики, стоявшие на службе мультазима, собирали эти подати, которые взимались как в денежной, так и в натуральной форме. Ежегодная подать султану с населения Египта первоначально была установлена в 600 тысяч пиастров, не считая сборов натурой.
Мультазим отвечал своими земельными владениями за несвоевременный или неполный взнос податей паше. Непременным условием передачи владения мультазима по наследству являлась уплата наследником высокой пошлины.
Помимо «мири», мультазим собирал с зависимых от него феллахов различные другие подати и сборы. Фактически находясь вне контроля в своих владениях, мультазимы оставляли в распоряжении феллаха такую часть продукта, которая позволяла феллаху и его семье едва сводить концы с концами. Площадь общинных земель, находившаяся во владении трудящегося населения деревни, постепенно сокращалась. Кроме того, при переходе феллахского земельного надела по наследству, наследники умершего должны были платить крупную денежную сумму, что они не всегда были в состоянии сделать. При невнесении такой суммы надел земли переходил к мультазиму. Кроме податей и сборов, мультазимами практиковались различные формы барщины. Предоставляя феллахам сырье, мультазимы заставляли феллахов изготовлять для них пряжу и ткани. Во владениях крупных мульта-зимов стала практиковаться и барщина на полях, особенно там, где выращивались культуры, являвшиеся предметами вывоза на внешние рынки.
Такая политика жесткой эксплуатации и закрепощения непосредственных производителей египетскими и турецкими феодалами вызывала дальнейшее обнищание феллахов, разорение сельского хозяйства и общий упадок производительных сил в Египте.
Упадок Египта с установлением турецкого господства проявился не только в сельском хозяйстве, но и в ремесленном
производстве, причем наряду с довольно быстрым сокращением ремесленного производства, т. е. уменьшением количества наблюдалось ухудшение и качества ремесленной продукции. Падение производства объяснялось главным образом резким усилением налогового гнета, неизбежным результатом чего было уменьшение платежеспособного спроса со стороны горожан и крестьян. Хозяйство откатилось к натуральным формам.
Экономический упадок Египта был обусловлен также и тем, что произошло сокращение торговли Египта с Индией и Индонезией вследствие появления португальских торговых и пиратских кораблей в Индийском океане и в Красном море. Падение ввоза товаров из этих стран в Египет, через который обычно большая часть их транзитом направлялась в Европу, привело к разорению многих египетских купцов и к значительному уменьшению доходов феодалов, лишившихся таможенных поступлений. Кроме того, в результате открытия и перемещения новых морских путей (в Индию и Америку) торговля Египта дошла до ничтожных размеров.
Египет в XVII-XVIII вв.
Упадок Османской империи отразился и на положении арабских стран, входящих в ее состав. Власть султана в Египте оставалась в значительной степени номинальной.
В рассматриваемый период в экономическом развитии страны наблюдались некоторые новые явления. В ряде отраслей промышленности, особенно в отраслях, работающих на экспорт, начался переход к мануфактуре. В некоторых городах, в том числе в Каире, Махалла-Кубре, Розетте, Кусе, Кине были основаны мануфактурные предприятия, изготовлявшие хлопчатобумажные, шелковые и льняные ткани. Сотни наемных рабочих были задействованы на каждой из таких мануфактур. На крупнейшей мануфактуре в Махалла-Кубре постоянно работало от 800 до 1000 человек. Наемный труд применялся также на маслобойных и сахарных заводах. К концу XVIII в. в Каире насчитывалось 15 тысяч наемных рабочих и 15 тысяч ремесленников. Иногда феодалы вместе с сахарозаводчиками открывали предприятия в своих поместьях. Высшее духовенство, управители вакуфов часто становились владельцами мануфактур, ремесленных мастерских и лавок.
Хотя техника производства была еще примитивной, разделение труда внутри мануфактур благоприятствовало повышению его производительности и увеличению производимого продукта.
Однако существовали и негативные факторы, замедляющие развитие капиталистических отношений в Египте. Прежде всего, собственность купцов, владельцев мануфактур и ремесленных мастерских не была ограждена от посягательств пашей и беев. Кроме того, огромные налоги, поборы, контрибуции и просто вымогательства разоряли торговцев и ремесленников. Режим капитуляций обеспечивал привилегированное положение европейских купцов и торговцев и, наоборот, вытеснял местных купцов из наиболее прибыльных отраслей торговли. Внутренний рынок был также слаб и узок из-за нещадной эксплуатации крестьянства.
В сельском хозяйстве, однако, также наблюдались зачатки капиталистических отношений. Крестьянское хозяйство все более втягивается в рыночные связи. На полевых работах находит свое применение наемный труд. В некоторых районах, особенно в дельте Нила, рента-налог приняла денежную форму. По описаниям иностранных путешественников конца XVIII в. на городских рынках Египта проходила оживленная торговля. Крестьяне свозили сюда сельскохозяйственную продукцию: зерно, овощи, скот, масло, сыр, шерсть, домашнюю пряжу и покупали взамен продукты городского производства: ткани, одежду, домашнюю утварь, металлические изделия. Торговля велась и на деревенских рынках.
Развивались торговые связи между различными районами страны. Современники свидетельствовали, что в середине XVIII в. из южных районов Египта вниз по Нилу, к Каиру и в область дельты шли корабли с сахаром, бобами, зерном, льняными тканями, льняным маслом, а в обратном направлении двигались грузы с сукном, мылом, солью, рисом, медью, железом, свинцом.
Наряду с внутренними росли и внешнеторговые связи. В XVII—XVIII вв. основными статьями экспорта Египта были хлопчатобумажные и льняные ткани, кожа, сахар, нашатырь, а также рис и пшеница. Египет вел торговлю не только с Европой, но и с соседними странами: Сирией, Аравией, Магрибом (Алжиром, Тунисом, Марокко), Суданом, Дарфуром. Через египет проходила внушительная часть транзитной торговли
с Индией. В конце XVIII в. 5 тысяч купцов в одном только Каире занимались внешней торговлей.
Развитие торговли неуклонно влекло за собой эксплуатацию крестьянства. К старым налогам и повинностям добавлялись новые. Мультазимы взимали с феллахов налоги для уплаты дани Порте, на содержание армии, местных властей, деревенской администрации и религиозных учреждений, не считая поборов на собственные нужды, а также большого количества других поборов, взимаемых часто без всяких оснований. Кроме налогов, установленных государством, существовали различные поборы, основанные на обычае. Французский исследователь XVIII в. Эстев насчитал свыше 70 налогов, собираемых с крестьян одной из египетских деревень. По поводу поборов, основанных на обычае, Эстев писал, что «достаточно, чтобы сумма была собрана 2—3 года подряд, чтобы ее затем требовали на основе обычного права».
Такая эксплуатация крестьянства вызывала восстания против мамлюкского господства. Мамлюки, равнодушные ко всему, кроме войн и политических интриг, постепенно преобразовывались в весьма расчетливых дельцов; к середине XVIII в. они составляли не менее половины всех мультазимов. В середине XVIII в. произошло восстание бедуинов, которые оттеснили мамлюкских мультазимов из Верхнего Египта. Восстание было подавлено только к 1769 г. В 1778 г. произошло крупное восстание феллахов в округе Танта, также подавленное мамлюками.
Несмотря на то, что мамлюки формально являлись вассалами Порты, они твердо удерживали власть в своих руках, а власть турецких пашей, присылаемых из Стамбула, была фиктивной. В 1769 г., во время русско-турецкой войны, мамлюкский правитель Али-бей поднял восстание, провозгласил независимость Египта от Османской империи и вскоре принял титул «султана Египта и обоих морей». Командующий русским флотом в Эгейском море А. Орлов оказал некоторую поддержку Али-бею, что помогло последнему успешно сопротивляться турецким войскам. Хотя восстание и было подавлено, а сам Али-бей убит, власть мамлюкских беев не ослабла.
Междоусобная вражда мамлюкских феодалов тяжело отражалась на экономическом положении Египта. Произвол мамклюкских беев, жесточайшая эксплуатация крестьян и ремесленников вызывали усиливавшееся недовольство
в стране. В Египте началось народное движение против турецкого господства и мамлкжских феодалов, которое было возглавлено шейхами известной каирской мечети аль-Азхар. По их призыву летом 1795 г. купцы и ремесленники Каира закрыли свои лавки и мастерские. Мамлюкские беи оказались вынужденными начать переговоры с шейхами и обещать остановить насилия и притеснения, а также отменить незаконные поборы и налоги.
Египет в XIX веке
Экспедиция Наполеона в Египет
Франция, потерявшая в XVIII в. свои колонии в Индии и в Западном полушарии, перешедшие к Англии, пыталась возместить эти потери активной политикой в восточной части Средиземноморья. Несмотря на сильные позиции, противником Франции оставалась Англия. Стремясь нанести Англии удар и подорвать ее колониальное могущество, правительство Директории решило подготовить военную экспедицию для завоевания богатейших английских владений в Индии. Поскольку путь в Индию пролегал через арабские страны, была поставлена задача овладеть Египтом. Предпринятая Наполеоном Бонапартом экспедиция в Египет (1798—1801 гг.) была попыткой осуществить эту политику с помощью военной силы. Овладение Египтом должно было содействовать успехам французской торговли с Востоком, дать новые рынки для французских товаров. При Наполеоне был даже разработан проект Суэцкого канала, не получивший осуществления.
В июле 1798 г. французские войска под командованием Наполеона высадились в Александрии. Как уже говорилось, фактически власть в Египте принадлежала тогда не туркам, а мамлюкский беям. В сражении у пирамид французы разгромили мамлюков и вступили в Каир, оккупировав значительную часть страны. Несмотря на эти победы, французам не удалось Удержаться в Египте.
Хотя Наполеон изображал себя борцом против угнетения страны мамлюками и говорил, что он «уважает Аллаха, его пророка и Коран» больше, чем мамлюки, французы обложили города и деревни Египта данью, которая превышала поборы
мамлюков. В октябре 1798 г. в Каире произошло антифранцузское восстание. Мечеть аль-Азхар вновь явилась центром народного восстания, которое Наполеон с трудом подавил.
Уничтожение французских кораблей английским флотом генерала Нельсона в сражении при Абукире (1798 г.) лишило французскую армию возможности получать подкрепление и снабжение из Франции. Франции оказывали сопротивление и местные силы. Турецкий султан Селим III объявил Франции войну и, заключив в начале 1799 г. союз с Россией и Англией, двинул свои войска через Сирию для наступления против французов.
Пытаясь опередить турок, ранней весной 1799 г. основные силы экспедиционной армии французов вторглись в южную Сирию и осадили крепость Акку, но после двухмесячной бесплодной осады французам пришлось вернуться в Египет. Вскоре Наполеон Бонапарт уехал во Францию, передав командование войсками генералу Клеберу. Несмотря на частичные военные успехи французов, их положение в Египте ухудшалось. Росло народное возмущение против французов. В марте 1800 г., во время развернувшегося недалеко от Каира сражения между французской и турецкой армиями, жители столицы вновь подняли восстание, уничтожив сравнительно небольшой французский гарнизон. Генерал Клебер был убит. В течение месяца повстанцы сопротивлялись французским войскам, осаждавшим Каир. В сельской местности бедуины и феллахи развернули партизанскую войну против французов. В августе 1801 г., активизировав свои действия, мамлюки, турки и англичане заставили французов покинуть Египет.
Возвышение Мухаммеда Али
После эвакуации французских войск из Египта в стане победителей — между англичанами, мамлюками и турками — начались раздоры. В 1803 г. под давлением Франции английские войска были выведены из Египта. По условиям Амъенского мирного договора Египет был возвращен турецкому султану. Несмотря на это, Англия и Франция пытались удержать свои позиции в Египте, опираясь на две разные группировки мамлюков. С 1802 по 1804 г. между мамлюкскими беями и Турцией не прекращалась борьба за власть.
Новый период в истории Египта связан с именем начальника албанского корпуса, входившего ранее в состав турецкой армии, Мухаммеда Али. Албанский корпус был направлен в Египет для борьбы с Наполеоном. В 1803 г. при его содействии в Каире утвердилось господство мамлюков. Однако в 1804 г., в ответ на попытки мамлюков возродить старые порядки, в Каире вспыхнуло восстание, возглавил которое Мухаммед Али. Он вступил в контакт с шейхами аль-Азхара, которые, не имея военной организации, в свою очередь были заинтересованы в поддержке албанского корпуса. Восставшие разрушили дворец мамлюкского бея Османа Бардиси и изгнали мамлюков из города. Каирские шейхи провозгласили пашой Египта правителя Александрии Хершида, а его заместителем — Мухаммеда Али.
После четырехмесячной обороны города Мухаммед Али вытеснил мамлюков в Верхний Египет. Между тем Хуршид возобновил прежние поборы; его солдаты-турки грабили ка-ирцев. В апреле 1805 г. против Хуршида началось восстание горожан, поддержанное Мухаммедом Али. После изгнания Хуршида, каирские шейхи избрали Мухаммеда Али пашой Египта, а турецкое правительство было вынуждено санкционировать это назначение. Вскоре власть его стала фактически неограниченной.
Мухаммед Али продолжил борьбу с мамлюками. Во время англо-турецкой войны 1807 г. англичане высадили в Александрии десант. Но Мухаммед Али разбил и вынудил капитулировать английские войска. После этого мамлюкские феодалы согласились сложить оружие.
Усиление Египта при Мухаммеде Али
Фактическая независимость Египта от Османской империи, ликвидация господства мамлюкских феодалов создали благоприятные условия для экономического развития страны. Кроме того, Египет и раньше в этом отношении стоял значительно выше других арабских территорий Османской империи и Анатолии. Реформы, предпринятые Мухаммедом Али, способствовали усилению Египта, который достиг заметных успехов в экономическом и культурном развитии. Хотя непосредственным мотивом, побудившим правителя Египта к Реформам, была необходимость располагать достаточно
сильной, вооруженной и обученной по-европейски армией, его реформаторская деятельность охватила различные сферы социальных отношений, экономики, культуры и государственного управления.
Одной из важнейших стала аграрная реформа, которая хотя и отвечала интересам египетских помещиков и купцов, для своего времени была прогрессивна. Большая часть земель крупных помещиков из числа мамлюков была отобрана в казну, а египетские феллахи впредь должны были работать не на отдельных помещиков, а на государство. Часть конфискованных, а также вновь орошенных земель Мухаммед Али передал своим приближенным. В деревнях земли были разделены между феллахами из расчета 3—5 федданов (1 феддан = 0,42 га) на взрослого работника. Формально крестьянин считался владельцем своего участка. Однако он обязан был платить высокую ренту-налог, которая теперь непосредственно поступала в казну, а остальную продукцию сдавать по ценам, которые устанавливались властями. 60 дней в году феллах должен был отрабатывать различные государственные повинности. Такая система непосредственной феодальной эксплуатации крестьян государством действовала до конца 1820-х годов. В дальнейшем Мухаммед Али стал раздавать земли вместе с сидящими на них феллахами офицерам и чиновникам. Этой реформой Мухаммед Али, с одной стороны, нанес удар по мамлюкам, а с другой, способствовал формированию новой землевладельческой знати. Кроме того, были экспроприированы также земли духовенства {вакфы), которые были переведены на государственное обеспечение.
Аграрная реформа вызвала недовольство духовенства и мамлюкской знати. В 1811 г. Мухаммед Али окончательно уничтожил привилегированное положение мамлюкских феодалов, ликвидировав почти всех мамлюкских беев.
Помимо осуществления собственно аграрной реформы, Мухаммед Али обратил внимание на развитие земледелия. В целях расширения посевной площади и для орошения полей Нижнего Египта была осуществлена постройка новых оросительных каналов и плотины севернее Каира. При Мухаммеде Али площадь орошаемых земель увеличилась на 100 тысяч федданов. Посевная площадь возросла с 2 млн федданов в 1821 г. до 3,1 млн в 1833 г. Это увеличило посевные площади в полтора раза и способствовало развитию культуры хлопка.
Кроме хлопка было уделено отдельное внимание развитию других товарных культур, таких как льна, сахарного тростника и индиго. Мухаммед Али ввел «монополию внешней торговли» сельскохозяйственными продуктами; крестьяне должны были разводить определенные культуры и продавать свою продукцию государству по установленным ценам. Для этой цели правительство ввело ряд монополий на скупку сельскохозяйственных и ремесленных изделий и сдавало эти монополии откупщикам. Таким образом были получены средства, необходимые для проведения других реформ. Необходимо отметить, что положение народных масс при Мухаммеде Али оставалось крайне тяжелым. Восстания, вспыхивавшие время от времени, сурово подавлялись.
Военная реформа была нацелена на усиление военной мощи страны. С помощью европейцев, главным образом, французов, Мухаммед Али создал армию по европейскому образцу. Обучение войск происходило под руководством французских, а также египетских офицеров, прошедших подготовку в специальных военных училищах. Новая армия была снабжена современной артиллерией. Мухаммед Али также положил начало флоту. К 1830 г. египетская армия, состоявшая из 150 тысяч человек, и флот, насчитывающий 32 корабля, по своим боевым качествам превосходили армию и флот турецкого султана.
Военная реформа повлекла за собой создание ряда промышленных предприятий. Были построены чугуноплавильный, оружейные и пороховые заводы, литейно-механические мастерские, текстильные мануфактуры. На верфях Александрии строились военные корабли. Почти все промышленные предприятия принадлежали государству, но небольшая часть являлась собственностью отдельных лиц или сдавалась им в аренду. К 1840 г. на предприятиях промышленного типа работало 35 тысяч рабочих. К фабрикам прикрепляли работников в порядке принудительного набора.
По европейскому образцу была также реорганизована финансовая система и государственный аппарат. Были созданы министерства (военное, финансов, торговли, просвещения и пр.). Египет был поделен на семь провинций (мудирий) во главе с губернаторами, которые подчинялись центральному правительству.
Принимались меры по развитию просвещения, поощрению Достижений европейской науки и техники. При Мухаммеде
Али были открыты светские начальные и средние школы, а также четырехлетние специальные учебные заведения, в которых принимались выпускники средних школ: медицинское, ветеринарное, административное, механическое, сельскохозяйственное, лингвистическое, музыкальное. Появились военные училища. На арабский язык переводились европейские учебники и научная литература. Мухаммед Али приглашал к себе на службу французских инженеров, юристов, учителей, врачей. Вошла в практику посылка молодых египтян для обучения в Европу; была основана первая типография, а в 1828 г. стала выходить первая египетская газета. Любопытно, что сам Мухаммед Али научился читать в возрасте сорока лет.
Сравнение реформ Мухаммеда Али с проводимыми преобразованиями, предпринимавшимися в то же самое время в Турции (реформы Селима III и Махмуда II, первый период танзимата), показывает, что реформы в Египте были намного более результативны. Успех реформ Мухаммеда Али объяснялся в значительной степени тем, что их целью было не укрепление Османской империи, а создание египетского государства. Хотя сам Мухаммед Али и его ближайшее окружение этнически были чужды египетским арабам (новые помещики по происхождению были турки, черкесы, албанцы, курды и т. п.), его политика объективно была направлена на создание сильного и независимого Египта.
Внешняя политика Египта при Мухаммеде Али
Реформы послужили основой укрепления власти Мухаммеда Али и выдвинули Египет в число ведущих и наиболее развитых стран Востока. Эти обстоятельства укрепляли Мухаммеда Али в его надежде образовать арабскую империю и даже завоевать Стамбул, захватив султанскую власть.
В 1811—1818 гг. по просьбе султана Махмуда II Мухаммед Али вел войну против арабских племен Неджда, что в Центральной Аравии, выступавших под знаменем ваххабизма за создание объединенного государства в Аравии. В войне против ваххабитов было заинтересовано и египетское купечество, которое несло значительные убытки из-за прекращения торговли, связанной с паломничеством в Мекку, после ее захвата ваххабитами. Война в Аравии оказалась тяжелой
и затяжной: понадобилось семь лет, чтобы сломить ваххабитские войска. Аравия вернулась в состав Османской империи, но на деле была оккупирована Египтом. Неджд и Хиджаз теперь стали управляться египетскими наместниками. Мухаммед Али назначал и смещал шерифов — правителей Мекки. Йемен, хотя и сохранил свою самостоятельность, но его имам был обязан выплачивать Египту ежегодную дань.
В начале 1820-х годов в результате трехлетней войны Мухаммед Али подчинил себе Судан. Хотя он был формально включен в состав Османской империи, в действительности Судан стал египетским владением. Египетские войска подавили греческое восстание. В результате этого похода султан признал остров Крит владением египетского паши.
После поражения Турции в войне с Россией 1828—1829 гг. Мухаммед Али решился на открытую борьбу против султана; предлогом к ней он использовал невыполнение султаном обещания вознаградить его за подавление греческого восстания. В 1831 г. египтяне под командованием сына Мухаммеда Али, Ибрахима-паши вступили на территорию Сирии и Ливана, а через год, взяв Киликию и горные проходы Тавра, вступили в пределы Анатолии. В декабре 1832 г. в битве у города Конья турки были разгромлены, а великий везир — командующий турецкой армией — взят в плен. Египтяне продвигались дальше на запад. В различных частях Турции вспыхивали восстания, что крайне ухудшило и без того нелегкое положение правительства султана.
Султан обратился за помощью к Англии, но встретил отказ. Франция открыто поддерживала Мухаммеда Али, стремясь укрепить свои позиции на Ближнем Востоке. Тогда султан Турции Махмуд II был вынужден принять помощь, предложенную ему Россией. Царское правительство приняло такое решение, исходя из следующих соображений. Возвышение нового государства на обломках Османской империи, далеко идущие планы египетского паши и военные успехи Египта тревожили Россию. Кроме того, революционная Франция взяла бы на себя ведущую роль, что ни в коей мере не соответствовало интересам царской России.
Россия сначала решила оказать посредничество, отправив в Турцию и Египет миссию во главе с генералом Муравьевым с предложением прекратить войну, Миссия, однако, потерпела фиаско; Ибрахим-паша продолжал наступать.
Тогда Турция обратилась к русскому послу с просьбой направить в Константинополь черноморскую эскадру, а также корпус русских войск. Узнав об этом, Мухаммед Али прекратил наступление.
В феврале 1833 г. обещанный контингент русских войск прибыл на Босфор, что сильно обеспокоило западные державы. Они потребовали отвода русских войск и выдвинули предложение о необходимости непосредственных переговоров турецкого правительства с Мухаммедом Али.
Мухаммед Али успешно использовал дипломатическую борьбу Англии, Франции и России, которая обострилась в связи с пребыванием русской эскадры в турецких водах и высадкой десанта. Франция поддержала требование Мухаммеда Али о передаче Сирии, Палестины и Аданского пашалыка Египту. В ответ на это Англия направила к Александрии эскадру, задачей которой было не допустить переброски египетских войск в Сирию.
Прибытие нового русского десанта на Босфор и известие о предстоящем переходе Дуная русским 30-тысячным корпусом вынудили как Мухаммеда Али, так и турецкое правительство форсировать переговоры. По соглашению, заключенному в мае 1833 г. в ставке Ибрахима-паши, городе Кютахья, в управлении египетского паши были переданы Сирия, Палестина, Адана, а в свою очередь Мухаммед Али должен был формально признать власть султана. Соглашение являлось временной передышкой, поскольку не удовлетворяло ни султана, ни египетского пашу, однако военные действия были прекращены.
8 июля 1833 г. Россия и Турция заключили между собой союзно-оборонительный договор, названный по наименованию места расквартирования русский войск — Ункяр-Искеле-cuuckum. Договор был заключен на 8 лет. Россия обязывалась обеспечить существование, сохранение и полную независимость Турции, снабжать ее в случае войны таким количеством войск, какое обе стороны признают необходимым. В отдельной секретной статье, приложенной к договору, Турция освобождалась от оказания России такой же военной помощи, определенной договором, но обязывалась вместо того по требованию России закрывать Дарданеллы для всех иностранных военных кораблей. Одновременно предполагалось, что Босфор будет открыт для прохода военного флота России как союзницы Турции.
Ункяр-Искелесийский договор знаменовал собой небывалое усиление позиций России на Ближнем Востоке. В то же самое время он вызвал большие возражения у Франции и Англии, однако противоречия, разделявшие их на тот период, не позволили им выступить вместе против России.
Поскольку Мухаммед Али отказался распространить на Египет торговые льготы, полученные Англией у Турции, согласно подписанной в 1838 г. конвенции, отношения Египта и Англии обострились. Умело разжигая вражду между султаном и египетским пашой, Англия толкала Турцию на войну с Египтом, полагая, Что последний потерпит поражение от обученной немецкими инструкторами турецкой армии. Англия преследовала также цель ослабить, а по возможности — ликвидировать влияние Франции в Египте и не допустить возобновления русско-турецкого договора 1833 г.
В итоге летом 1839 г. начались военные действия между турецкими и египетскими войсками. 24 июня 1839 г. в Северной Сирии при Низибе египетская армия одержала решительную победу. Турецкий флот перешел на сторону Мухаммеда Али. В это же время умер султан Махмуд II, его преемником стал его 16-летний сын Абдул-Меджид. Мухаммед Али увидел в этом новую возможность захватить власть в Османской империи.
Англия выступила с инициативой заключить конвенцию, чтобы помешать России действовать в Турции согласно договору 1833 г. 15 июля 1840 г. в Лондоне была заключена конвенция между Россией, Англией, Австрией и Пруссией с одной стороны и Турцией — с другой стороны об оказании турецкому султану коллективной помощи в его борьбе против египетского паши. Францию не пригласили принять участия в конвенции.
Лондонская конвенция торжественно объявила, что державы согласились наблюдать за поддержанием целостности и независимости Османской империи. В случае нападения Мухаммеда Али на Турцию, державы, заключившие конвенцию, по приглашению султана должны будут защищать Босфор и Дарданеллы, равно как и Константинополь. В особой статье конвенции указывалось, что эта мера «нисколько не нарушит Древнего правила Османской империи, по которому военным судам иностранных держав всегда было возбраняемо входить в проливы Дарданелл и Босфора». Мухаммеду Али было предложено признать верховную власть султана.
Мухаммед Али отказался принять ультиматум, в результате чего англо-австрийский флот обстрелял Бейрут и другие порты Сирии. Против Мухаммеда Али в Сирии началось восстание, что заставило его освободить территорию страны. После угроз Англии начать бомбардировки Александрии Мухаммед Али принял требования держав: он признал над собой верховную власть султана, сохранив в качестве наследного владения Египет и Судан. Кроме того, он обязался сократить армию, уничтожить судостроительные верфи и распространить на Египет действия англо-турецкой торговой конвенции 1838 г.
В январе 1841 г. Мухаммед Али был вынужден возвратить перешедший на его сторону турецкий флот.
Таким образом, Англия подготовилась к будущему захвату Египта. Франция в этой ситуации не решилась на военное столкновение и пошла на соглашение с державами.
Тем не менее, признавая, что конвенция 1840 г. — явление временное, а также, что при заключении международного соглашения по восточному вопросу нельзя обойти Францию, новое английское правительство после отставки французского премьера Тьера, который пытался сопротивляться английской политике в египетском вопросе, задумалось о необходимости заключения нового международного соглашения о Египте и проливах. Такое предложение было сделано Франции в целях противодействия России.
Новая конвенция была подписана 13 июля 1841 г. Англией, Россией, Австрией, Пруссией, Францией и Турцией. По ее условиям иностранные военные суда всех держав не имели права проходить через проливы. В порядке исключения султан имел право выдавать разрешение на проход легких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных Турции держав.
Таким образом, Россия в результате игры английской дипломатии потеряла все выгоды Ункяр-Искелесийского договора 1833 г., лишившись права проводить свои военные корабли через проливы, которые фактически перешли под коллективный контроль европейских держав. Что касается Франции, то ее влияние в Египте заметно ослабло. Таким образом, конвенция 1841 г. была одной из причин дальнейшего обострения восточного вопроса.
Проникновение иностранного капитала в Египет. Развитие капиталистических отношений
Мухаммед Али, экономически усиливая мощь страны, развивая национальную промышленность, проводя политику протекционизма, тем самым не допускал экономического закабаления Египта и превращения его в колонию Европы. Преемники Мухаммеда Али старались в основном продолжать его политику, но вынуждены были ослабить государственное вмешательство в экономическую жизнь. Земледелец получал право распоряжаться продуктами своего труда, отменены были (юридически, но далеко не фактически) рабство и работорговля. Египет получил право заключать займы и некоторые международные договоры.
К середине 70-х годов XIX в. последствия втягивания страны в мировое капиталистическое хозяйство были налицо. Капитуляция Мухаммеда Али в 1840 г. и распространение действия англо-турецкой торговой конвенции 1838 г. на Египет привели к отмене существовавших ранее торговых монополий. Шел процесс внедрения экспортных культур, прежде всего, хлопка. Толчком к развитию хлопководства послужила также и гражданская война в Северной Америке 1861—1865 гг., временно приостановившая ввоз американского хлопка в Европу.
Развивалась промышленность по первичной обработке сельскохозяйственной продукции. Было построено несколько сахарных заводов. В 1860—1870-х годах в Египте шло усиленное железнодорожное строительство, было прорыто до 13 тысяч км оросительных каналов, переоборудовались порты.
Развитию товарно-денежных отношений способствовали и изменения аграрного законодательства. Были разрешены передача земли по наследству, ее продажа и сдача в аренду. Была отменена круговая порука при сборе налогов. Натуральные налоги были теперь заменены денежными. Частная собственность на землю формировалась как помещичья и мелкокрестьянская. Среди помещиков стали преобладать муль-тазимы из египетских арабов, скупавших землю.
Происходил процесс складывания новых классов — национальной буржуазии и рабочих. Однако развитие капитализма сдерживалось феодальными отношениями в деревне и все взраставшим проникновением иностранного капитала, который наносил удар прежде всего по отсталой государственной промышленности. Государственные предприятия в условиях
свободной конкуренции оказались нерентабельными. Рабочие, вчерашние феллахи, насильно задействованные в производство, работать не хотели и нередко портили дорогостоящие машины. В страну хлынули английские товары. Иностранный капитал оказывал также крайне неблагоприятное воздействие на финансовую систему. При преемниках Мухаммеда Али многие государственные предприятия, а также дорогостоящие учебные заведения были закрыты. В 1851 г. англичане получили выгодную концессию на строительство железной дороги от Александрии к Каиру и Суэцу.
В1855 г. французский инженер Фердинанд Лессепс получил разрешение {фирман) на образование «Всеобщей компании для прорытия Суэцкого канала», соединяющего Средиземное и Красное моря. Египетское правительство являлось пайщиком этой кампании. Англия, для которой впоследствии канал приобрел огромнейшее значение, сначала противодействовала предприятию: она опасалась, что канал подорвет обширную торговлю, которую она вела через Суэцкий перешеек с Передней и Южной Азией, установит независимый от нее путь в Индию и отдаст контроль над всем Египтом Франции, которая оттуда сможет наступать через Сирию на Ирак (Месопотамию) и дальше. Тем не менее, в 1859 г. работы начались, и через 10 лет канал был построен, оставаясь собственностью французской компании. Для строительства канала рабочие набирались в принудительном порядке из египетских феллахов — ежемесячно по 60 тысяч. От непосильного труда и эпидемий погибло, по данным египетских историков, 120 тысяч человек.
Строительство Суэцкого канала {хедив Исмаил настоял на участии Египта как государства в сооружении канала, и его строительство обошлось Египту более чем в 450 млн фр.), портов и дорог требовало крупных капиталовложений, причем капиталами снабжали Египет, главным образом Англия и Франция. Между этими двумя странами борьба за установление своего господства над Египтом приобрела особо напряженный характер в 1869 г., после открытия Суэцкого канала. Экономическая зависимость Египта от европейских государств становилась все более сильной. В1863 г. государственный долг Египта достиг 16 млн ф. ст.; выплата одних только процентов поглощала значительную часть доходов страны. Займы гарантировались основными доходными статьями египетского бюджета.
Социально-экономические сдвиги отразились и на политическом положении Египта. Внук Мухаммеда Али — Исмаил, правивший в 1863—1879 гг., получил от султана в 1867 г. титул вице-короля или хедива (по-персидски «повелитель»). Этим актом египетский правитель был поставлен выше всех других пашей Османской империи.
В1866 г. Исмаил учредил представительную палату (или палату нотаблей), имевшую совещательные функции. Она стала послушным орудием в руках хедива. По словам А.И. Герцена, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».
После небольшой паузы, вызванной поражением Мухаммеда Али, реформы в области культуры и образования были продолжены. Были восстановлены старые школы, открыто много новых. Число школ увеличилось с 185 в 1863 г. до 4685 в 1875 г. Число учеников начальных и средних школ достигло 10 тысяч. Открылись музеи арабского искусства, египетских древностей, Национальная библиотека, оперный театр, появились научные общества. Единственным официальным языком в Египте стал арабский. Возрос интерес к арабской истории и литературе. Начали выходить газеты и журналы. Все это дало толчок к формированию буржуазно-национальной идеологии.
Хотя вмешательство западных держав и отбросило Египет назад, в 1860—1870-х годах наблюдался некоторый рост сельскохозяйственного производства, появились новые промышленные предприятия. Египетские мультазимы расширили производство и экспорт товарных культур — хлопка и сахарного тростника. Проводилось строительство железных дорог. Был существенно увеличен порт Александрии.
Несмотря на то, что Египет вступил на путь капиталистического развития, по-прежнему преобладали феодальные методы эксплуатации крестьянства, а национальная буржуазия была еще очень слаба. Кроме того, все более усиливалась экономическая и финансовая зависимость Египта от капиталистических стран Европы.
Экономическое закабаление Египта
В ноябре 1875 г. в результате объявленного Османской империей финансового банкротства курс египетских ценных бумаг катастрофически упал. Используя эти крупные финансовые
затруднения Египта, английское правительство в 1875 г. купило у египетского хедива — всего за 4 млн ф. ст. — принадлежавший ему огромный пакет акций компании Суэцкого канала, что сделало Англию фактически главным владельцем столь важного для нее участка пути в Индию и в тихоокеанские страны. Финансовое положение Египта в результате продажи акций канала не поправилось. К 1876 г. сумма египетского долга составила 94 млн ф. ст., из которых только 6 млн было израсходовано на нужды Египта. 16 млн было истрачено на строительство Суэцкого канала, 50 млн пошло на уплату процентов по долгам, 22 млн досталось европейским банкирам в виде комиссионных. В 1876 г. правительство хедива, доведенное до банкротства, вынуждено было прекратить платежи.
Финансовая миссия, которая была направлена в Каир английским правительством, составила доклад о тяжелом финансовом положении Египта и предложила установить над страной иностранный контроль. После долгих англо-египетских споров хедиву пришлось согласиться на учреждение особой Комиссии египетского долга, куда должны были поступать суммы, идущие на погашение долга и на уплату процентов. Во главе кассы стали четыре иностранных комиссара — представители Франции, Англии, Италии и Австро-Венгрии. Английский и французский контролеры получили право ведать доходами и расходами Египта, что означало иностранный финансовый контроль над страной.
Налоговый гнет, а также неурожай и эпизоотия 1878 г., вызвавшие голод в стране, сильно обострили внутриполитическое положение в Египте. Египетское правительство просило у своих европейских кредиторов отсрочки платежей, но получило отказ. Хедив согласился на образование кабинета во главе с Нубаром-пашой, известным своими проанглий-скими симпатиями. Кабинет получил название европейского: посты министра финансов и министра общественных работ были предоставлены англичанину и французу.
Министры-иностранцы взимали с феллахов тяжелые налоги, а также повысили обложение помещичьих земель. В феврале 1879 г. они уволили 2,5 тысяч египетских офицеров, а остальным сократили наполовину жалованье, что ускорило вспышку возмущения в армии, которая вылилась в демонстрацию офицеров. Толпа возмущенных офицеров захватила премьер-министра и министра финансов Вильсона, которые были
объявлены заложниками. Воинские части отказались выступить против взбунтовавшихся офицеров. Только после того, как хедив Исмаил обещал отменить приказ об увольнениях и сокращении жалованья офицерам, заложники были отпущены, а задержавшие их офицеры разошлись по домам. Выступление офицеров было встречено сочувствием у населения.
В апреле 1879 г. хедиву было направлено подписанное более чем ЗОО улемами, пашами, беями и офицерами обращение с требованием немедленного устранения иностранцев из правительства. Даже очень умеренное Собрание представителей присоединило свой голос к протесту против создавшегося положения. Хедиву Исмаилу пришлось удалить из кабинета министров иностранцев и издать конституцию. Новый кабинет был составлен только из египтян — во главе с Шерифом-пашой. Однако в ответ на удаление иностранцев из правительства Англия и Франция добились от турецкого султана смещения Исмаила и высылки его из страны. Вместо него хедивом был назначен его сын — Тевфик, который был готов пойти на все требования кредиторов. Он восстановил англо-французский контроль над финансами и уменьшил численность египетской армии до 18 тысяч человек.
Национально-освободительное движение
В стране все чаще открыто проявлялось недовольство: всевластие иностранцев оскорбляло национальные чувства египтян. Во главе национально-освободительного движения стали представители молодой египетской национальной буржуазии, интеллигенция, офицерство, прогрессивная часть духовенства, патриотически настроенные помещики. Все они объединились под лозунгом «Египет для египтян» и в 1879 г. создали первую в Египте политическую партию Хизб-улъ-ватан (Национальная партия или Партия родины).
В мае 1880 г. группа офицеров выступила против препятствий, чинимых в продвижении по службе офицеров-египтян, принудительного использования солдат на трудовых работах и систематической задержки жалования.
В начале 1881 г. офицеры каирского гарнизона во главе с полковником Ахмедом Араби направили египетскому правительству петицию, которая содержала требование отставки военного министра и расследования произведенных им повышений в чинах. Араби, выходец из феллахов, был талантливым
и энергичным деятелем Хизб-уль-ватан. Понимая значение армии как единственной организованной силы в Египте, он пытался найти поддержку среди крестьянства. В феврале 1881 г. солдаты под командованием офицеров-патриотов захватили здание военного министерства и арестовали военного министра.
Успешные действия группы Араби вызвали страх у правительства и его иностранных советников. Предпринятая попытка удалить из Каира патриотически настроенные полки, не увенчалась успехом. Ватанисты потребовали отставки кабинета, выработки конституции и увеличения египетской армии. Вооруженное выступление армии в сентябре 1881 г. заставило хедива принять все требования ватанистов.
Эти события усилили тревогу Англии и Франции. Дипломатическим путем Англия и Франция попытались организовать турецкую интервенцию в Египте. Когда эти планы провалились, Франция выдвинула проект установления совместного англо-французского военного контроля над Египтом. Однако, Англия, стремившаяся к самостоятельному захвату и контролю над Египтом, отказалась принять это предложение.
Тем временем образованное после сентябрьского восстания новое правительство Шерифа-паши решило провести выборы в парламент (на основе весьма ограниченного избирательного закона 1866 г.). Шериф, крупный помещик, представлявший умеренно-либеральные помещичьи элементы, стремился лишь к незначительным, чисто внешним изменениям политического строя Египта. В парламент прошли большей частью ватанисты. Их требованием было то, чтобы будущая конституция давала бы парламенту право контролировать хотя бы ту часть государственного бюджета, которая не предназначалась для погашения государственного долга. Проект конституции, который был выработан Шерифом-пашой, предоставлял парламенту в этом вопросе лишь совещательные права. На открывшейся 26 декабря 1881 г. сессии большинство депутатов египетского парламента высказало недовольство этим проектом. Араби выдвинул предложение об образовании нового кабинета.
После сентябрьских событий 1881 г. страна была охвачена невиданным ранее политическим подъемом. В городах происходили многолюдные митинги, стали выходить новые патриотические газеты. В деревне раздавались призывы к разделу помещичьих земель. Крестьяне отказывались платить арендную плату помещикам и долги ростовщикам.
В январе 1882 г. хедиву была передана совместная англофранцузская нота с требованием распустить парламент и пресечь деятельность Араби. Однако, несмотря на это давление, египетский парламент в начале февраля добился отставки правительства Шерифа-паши. Ахмед Араби вошел в новый кабинет в качестве военного министра. Жители Каира поддержали Араби: в городе были организованы многочисленные собрания. Новый кабинет принял проект конституции, предусматривавший утверждение бюджета правительством совместно с парламентской комиссией (кроме той части, которая была предназначена для погашения государственного долга). Также правительство разработало программу буржуазных реформ.
Англия и Франция предприняли попытку подкупа Араби. Однако этот ход потерпел неудачу, и 25 мая 1882 г. хедиву была вручена нота с требованием отставки кабинета, высылки Араби из страны и удаления из Каира видных ватанистов. В знак протеста против грубого иностранного вмешательства национальное правительство подало в отставку. Это вызвало такие серьезные волнения в Каире и Александрии, что хедиву Тевфику пришлось 28 мая восстановить Араби на посту военного министра.
Радикалы во главе с Араби, выступая с антииностранными лозунгами, стали очищать страну от европейской «заразы». Были закрыты кафешантаны, рестораны и оперные театры, восстанавливались традиционные нормы ислама. Араби получил поддержку и со стороны турецкого султана Абдул-Хами-да, который присвоил ему титул паши. Напряжение в стране усиливалось. Под лозунгами борьбы с неверными стали подниматься крестьяне.
Оккупация Египта Англией
В июне 1882 г. в Константинополе была созвана конференция по египетскому вопросу. Английские делегаты были вынуждены присоединиться к протоколу, который обязывал все европейские страны не прибегать к аннексии или оккупации египетской территории.
Однако командир английской эскадры, стоявшей на Александрийском рейде, вице-адмирал Сеймур, не дожидаясь Утверждения протокола конференции, направил военному губернатору Александрии провокационное требование. Оно
заключалось в том, чтобы египтяне прекратили производившееся ими строительство фортов. Английский ультиматум, врученный 10 июля 1882 г. предлагал выполнить это требование в 24 часа.
11 июля английский флот подверг Александрию ожесточенной 10-часовой бомбардировке. Затем сухопутные английские войска, насчитывавшие 25 тысяч человек, высадились на берег и заняли горящий город. Французы уклонились от участия в военных действиях.
Все европеизированные слои египетского общества бежали в Александрию под защиту английской эскадры. Вскоре сюда же прибыл хедив Тевфик, предав интересы своего народа.
В Каире был образован Военный совет, созвано Чрезвычайное собрание из представителей знати, духовенства и офи-церов-ватанистов для управления страной и организации ее обороны от британской агрессии. Началось открытое противостояние. Хедив сместил Араби, объявив его мятежником. В ответ на это Араби заявил, что считает хедива заложником иностранцев, «пленником англичан». Чрезвычайное собрание объявило хедива Тевфика низложенным и назначило Араби главнокомандующим вооруженными силами.
Крестьянские массы активно участвовали в войне. В армию записывались добровольцы. Выдвигались требования конфискации поместий феодалов, перешедших на сторону врага. Однако Араби не пошел на издание соответствующего закона. Ватанисты боялись развертывания народной войны, они считали, что война должна вестись только египетской регулярной армией против английской армии.
В распоряжении Араби находилось около 19 тысяч регулярных войск и 40 тысяч новобранцев. Египетская армия обладала внушительным количеством боеприпасов и вооружения, в том числе около 500 пушек. Был разработан стратегический план обороны Египта. Однако этот план имел серьезные недостатки. Военно-стратегический просчет Араби состоял в том, что он не укрепил зону Суэцкого канала, посчитав, что англичане не нарушат конвенцию о нейтрализации канала. Были и другие соображения: Араби не решился вывести канал из строя (предполагалось прекратить подачу питьевой воды). Кроме того, серьезная ошибка Араби заключалась в том, что он поручил важнейшие оборонительные позиции недисциплинированным отрядам бедуинов, вождей
которых англичане сумели подкупить. Не посчитавшись с нейтрализацией Суэцкого канала, англичане перебросили в Порт-Саид и Исмаилию войска из Индии, обеспечив таким образом наступление на Каир с двух направлений.
Английские войска прорвали растянутый и ослабленный изменой бедуинских вождей фронт. 13 сентября 1882 г. войска Араби потерпели поражение у Тель-аль-Кебира. Попытка Араби организовать оборону Каира с помощью основных сил египетской армии, находившихся на севере, была сорвана предателями. Они помогли англичанам вступить в Каир, что произошло 14 сентября. Вслед за этим англичане оккупировали всю страну. Араби был арестован, предан суду и выслан из Египта на Цейлон.
В Египте на тот период еще не сложилось силы, способной противостоять иностранному вмешательству. Национальная буржуазия была слаба и склонна к компромиссам, рассчитывая с их помощью добиться расширения своих прав. Феодальные элементы, примкнувшие к Араби, в самый напряженный момент борьбы с английскими оккупантами стали на путь открытого предательства. Все эти факторы обусловили поражение национально-освободительного движения и облегчило превращение Египта в английскую колонию.
Учитывая сопротивление держав, особенно Австрии и Франции, Англия не решилась на официальное включение Египта в состав Британской империи. Формально Египет сохранил особый статус и по-прежнему считался автономной частью Османской империи. Согласно изданному в 1883 г. Органическому закону взамен прежнего национального парламента, были созданы Законодательный совет и Генеральное собрание, представлявшие только наиболее зажиточные слои и очень ограниченные по своей компетенции. Вся исполнительная власть оказалась сосредоточенной в руках английского генерального консула, сохранявшего полный контроль над деятельностью кабинета во главе с премьер-министром и опиравшегося на оккупационную армию. Реальная власть сохранялась за английскими колонизаторами, но сам факт существования как законодательной палаты, так и кабинета министров был призван подчеркнуть, что Египет имеет особый статус.
Между Францией, вынужденной отказаться от расширения своих интересов и влияния в Египте, и Англией создались
натянутые отношения. Окончательно Франция признала исключительное положение Англии в Египте только в 1904 г. в обмен на признание Англией аналогичного положения Франции в Марокко.
В период английской оккупации Египта с большой остротой стоял вопрос о Судане. В 1881 г. в Судане началось движение против подпавшего под иностранное владычество Египта, который при Мухаммеде Али и его преемниках присоединил значительную часть Судана. Во главе движения стал Мухха-мед-Ахмед, объявивший себя махди, т. е. «избавителем», призванным восстановить чистоту ислама и создать «царство правды». Приверженцы махди нанесли египетским войскам ряд поражений, и почти весь Судан стал независимым. Потерпели поражение и попытавшиеся вернуть Судан оккупированному ими Египту англичане (1885 г.), причем был убит их главнокомандующий генерал Гордон. Лишь с 1896 г. возобновились активные военные действия англичан, возглавлявшиеся Китченером (с 1882 г. он был главнокомандующим — «сердаром» — вооруженными силами Египта); эти действия привели в 1898 г. к покорению всего Судана. Судан, однако, не был восстановлен как египетская провинция, а в начале 1899 г. по англо-египетскому договору для него установлен был режим англо-египетского кондоминиума (совместного владения) с преобладающим влиянием англичан.
Вопрос о задолженности Египта продолжал стоять с прежней остротой. Оплата долгов поглощала до четверти всей продукции Египта, и бремя их почти целиком падало на крестьян. Английское управление было заинтересовано в расширении посевов хлопка, в улучшении способов его хранения и перевозок, что, в свою очередь, потребовало расширения оросительной сети, сооружения плотин и водоемов, постройки новых линий железных дорог, переоборудования Александрийского порта, устройства складов и др. За период с 80-х годов XIX в. до 1907 г. экспорт хлопка возрос с 8 млн до 30 млн фунтов стерлингов. Хлопководство велось, однако, хищническими методами: земля истощалась, росло засоление почв. Попытки создания хлопчатобумажных фабрик были сведены на нет англичанами, которые ввели специальный налог на любые изделия из хлопка, изготовляемые в Египте. Если производство хлопка всячески стимулировалось, то это происходило за счет других культур. Расширение хлопковой площади
повлекло за собой сокращение посевов табака и хлеба; Египет вынужден был ввозить хлеб, недешево обходившийся населению. Для оросительных работ крестьяне должны были нести трудовую повинность. Режим капитуляций, предусматривавший налоговые, судебные и иные привилегии для подданных 15 иностранных государств, вызывал недовольство широких слоев египетского народа.
Однако активное внедрение иностранного, в основном английского капитала, после 1882 г. способствовало убыстрению развития страны. К числу мер, осуществленных в 1880-х годах, относятся частичная отмена принудительных работ, отмена (как общее правило) телесных наказаний. В конце XIX в. промышленные рабочие исчислялись уже почти полумиллионом человек, из них чуть меньше половины были европейцами.
В Египте снова появились разгромленные ранее внешние атрибуты европеизации: клубы, рестораны, салоны; работали телеграф, телефон, кинематограф, университеты, издательства. Общество было разделено на две группы: сторонников вестернизации, в основном лиц с европейским образованием, и сторонников, отстаивавших нормы ислама. Эта часть была наиболее близка широкому населению страны, традиционному по сути, и недовольному колонизацией страны. К концу XIX в. в Египте начало зарождаться рабочее, профсоюзное и социалистическое движение, однако его представителями в основном были выходцы из Европы. Коренное египетское население втягивалось в это движение весьма медленно.
Судан
В средние века на территории современного Судана (некогда провинции Византии) существовали христианские государства, крупнейшим из которых была Донгола. В 1275 г. египетский султан Бейбарс вторгся в столицу Донголы Макурию и посадил на престол своего ставленника принца Шансу. Позже, в 1317 г., египтяне свергли последнего царя-христианина Донголы и заменили его родственником, принявшим ислам. В последующий период происходила быстрая «арабизация» и «исламизация» Нубии (древнейшее название Судана), хотя вплоть до второй половины XV в. в долине Нила выше области Донголы сохранялись очаги христианства.
Судан в XVI— начале XVII в.
Арабы-бедуины, заселившие степи и саванны Судана, способствовали распространению ислама, арабской культуры и народного арабского языка. За несколько столетий Судан резко поменял свой культурный облик, складывавшийся тысячелетиями. Однако бедуины не могли стать ядром новой политической системы. В этой роли выступали политические элиты двух плодородных областей с земледельческим населением — Фунг в Эль-Гезире и Дарфур на западе. Столицей Фунга был город Сеннар, по имени которого государство, возникшее здесь в начале XVI в. (традиционная дата —1504 г.), стало называться Сеннаром, или Сеннарским султанатом. Центральное положение в нем занимали фунги — арабоязычный земледельческий этнос сложного происхождения. Княжества, образовавшиеся ранее на территориях Алвы, нильской Нубии и народа беджа, одно за другим подчинились фунгам, а племена суданских арабов должны были выбирать между подданством Сеннара, Дарфура или Египта.
Когда Египет в 1517 г. захватили турки, границей между их империей и султанатом Сеннар стал район у третьего порога Нила, тем самым к 1519 г. собственно Нубия была разделена пополам. Что касается района красноморских портов, то он составил особую турецкую провинцию Суакин.
Сеннарский султанат, занимавший крупнейшую часть территории Судана, представлял собой конгломерат княжеств, наследственные правители которых находились в вассальной зависимости от царя {султана) Сеннара. Наиболее важным из вассальных владений был Дарфур. Некоторые княжества (например, Тегали в горах Нуба) оставались независимыми.
Султан правил с участием назначаемого им совета вельмож, членами которого были наместники провинций, главнокомандующий армии, начальник султанской гвардии, верховный судья и др.
Совет собирался от случая к случаю. Наряду с ним постоянным совещательным органом при султане был тайный совет из четырех сановников. Ядро армии Сеннара составляли отряды воинов-невольников; часть из них образовала гвардию султана, другие расселялись вдоль границ области Фунг. В столице размещалась конница фунгов, лошадей и оружие для которой обеспечивало государство за счет дани с вассальных владений. В случае необходимости армия пополнялась вспомогательными отрядами из вассальных княжеств и племен, сражавшихся на конях и верблюдах. В Дарфуре также существовали совет вельмож и тайный совет, пользовавшийся несравненно большим влиянием, чем первый. Армия представляла собой соединение полка воинов-невольников, конных отрядов арабских племен и пеших ополчений негроидных народов центральных и западных областей государства.
На всей территории Сеннара, Дарфура и их вассальных владений существовал единый письменный арабский язык и действовали общие основы мусульманского законодательства (шариат), дополнявшиеся обычным правом и указами местных правителей. Верховному судье подчинялись местные судьи, которые назначались из сословия исламских законо-ведов-факихов. Из других арабских стран в Судан (сначала в Нубию, а затем в Эль-Гезиру) проникали проповедники суфизма — члены братств Кадирийя, Хат-мийя, Шадылийя и Др. В середине XVII в. нубиец Идрис ибн Арбаб стал руко-водителем местного отделения братства Кадирийя в долине
Голубого Нила. Основанная им «святая деревня» Айлафун, кустодами (правители и вероучители) которой после его смерти стали его потомки, превратилась в один из центров суданского ислама, стала местом паломничества мусульман, В Нубию, Сеннар и Дарфур переселялись образованные мусульмане из других стран Африки и Азии. В городах при мечетях, в «святых деревнях» существовали школы, в которых преподавались Коран, сунна, исламское право, суфизм и литературный арабский язык.
В этот период Сеннар и Донгола были крупнейшими городами Сеннарского султаната и всей Северо-Восточной Африки. Под несомненным влиянием исламской цивилизации в султанате появились сравнительно высокие формы феодального землевладения. Султан дарил светским и духовным лицам и мечетям большие участки земли, освобождал их от уплаты налогов и других повинностей. Вместе с тем в социальной структуре султаната сохранялось немало элементов, унаследованных от христианского Средневековья и древнего мероитского периода.
Период становления Сеннарского султаната закончился при султане Дакине (1569—1586), который приступил к реформированию судебной и административной системы молодого государства.
Политическую историю Сеннара определяло его геополитическое положение у южных границ Османской империи и на путях, которые вели из нее в Эфиопию и Борну — две другие африканские империи. С Османской империей и Эфиопией он поддерживал преимущественно мирные отношения. В царствование Бади I Сид ал-Кома (1611—1641) между Сеннарским султанатом и Эфиопией велись военные действия, нов дальнейшем между двумя государствами установились в основном мирные, дружественные отношения. В1632 г. эфиопский император Фасиледэс заключил союз с султаном Сеннара, турецким наместником Суакина и другими мусульманскими правителями.
При султане Бади II Абу-Дугна (1642—1677) в столице был сооружен обширный дворец и построена большая мечеть. В стране установился внутренний мир, прекратились мятежи племен. Султан совершал походы в юго-западном направлении — в верховья Белого Нила, Тегали и горы Нуба. Захваченных пленников он расселял вдоль границ в укрепленных
деревнях, расположенных на расстоянии 6—8 км одна от другой.
В это же время в Кордофане воцарился султан Мухаммад Джунгул, неудачливый претендент на престол Дарфура. Он стал основателем местной династии султанов Мусабаат, которые в своей политике лавировали между Сеннаром и Дар-фуром. На севере Сеннара владычество фунгов также пошатнулось. В 1659—1660 гг. союз «арабизированных» нубийцев Шаигия (район пятого нильского порога) отделился от Сеннара, подав пример Донголе. Резко сократилась поставка лошадей из Нубии, что подрывало мощь султана.
Усилился и Дарфур. При султанах Сулеймане Солонге (1570—1637), Мусе (1637—1682), Ахмаде Буккуре (1682— 1722) и Мухаммеде Давра (1722—1732) он достиг расцвета. Солонг завоевал Кордофан и подчинил себе арабские племена вплоть до границ Сеннара на востоке. Буккур нанес поражение Вадаи (нынешний Чад). В горах Марра близ некрополя султанов Дарфура он построил каменную мечеть. В период расцвета правители фунгов вели строительство мечетей со школами при них, приглашая ученых из-за границы.
Судан в XVIII—XIX в. Присоединение Судана к Египту
В конце XVII — начале XVIII в. и в Сеннаре, и в Эфиопии уже вполне обозначился кризис центральной власти. Два слабеющих монарха — султан Бадиг IV Абу-Шиллук (1723— 1762) и император Иясу II (1730—1755) — вступили в войну между собой, в результате которой султанская власть пришла в полный упадок, и монархическое правление перешло к династии везирей Хамадж. Ее фактическим основателем был Мухаммад Абу-л-Кайлак Камтур (1710—1776), главный организатор победы фунгов над эфиопскими войсками и завоеватель Кордофана.
Сильнейшим и богатейшим из государств Судана стал Дарфурский султанат. Торговля Дарфура во много раз превысила сеннарскую. Захват невольников для продажи стал важной целью походов дарфурских войск и набегов арабских кочевых племен, однако большая часть рабов переправлялась через Дарфур транзитом из стран, лежащих к западу и юго-западу от него.
Султан Дарфура Мухаммад Тираб (1752—1785) вновь покорил Кордофан. Правившая здесь на протяжении трех поколений династия Мусабаат пыталась лавировать, используя соперничество между Дарфуром, Сеннаром и Тегали. Небольшое горное царство Тегали (южный сосед Кордофана и номинальный вассал Сеннара) переживало расцвет в царствование султана Исмаила Мухаммада (1705—1773), покорившего обширные территории на севере и востоке от собственно Тегали.
В 1820—1822 гг. началась египетская экспансия. Армия правителя Египта Мухаммеда Али, которой командовал его сын Исмаил-паша, завоевала весь Северный и Центральный Судан. Сопротивление оказали лишь немногие племена суданских арабов, до того успешно сопротивлявшиеся фунгам, — шатия, джамуийя и некоторые более мелкие. Правитель Кордофана также пытался оказать сопротивление трехтысячному корпусу Мухаммеда Хусрау, зятя Мухаммеда Али, но был разбит в единственном сражении; войска Хусрау без боя взяли Эль-Обейд и другие города Кордофана. В декабре 1822 — июле 1823 г. Мухаммед Хусрау подавил всякое сопротивление, сжигая города, деревни, посевы, истребив около 50 тысяч человек.
В 1826 г. Мухаммед Али назначил хукумдаром (генерал-губернатором) Сеннара Али Хуршида, получившего задание создать там большое доходное колониальное владение. В 1828—1830 гг. Хуршид, возглавив военные экспедиции, подчинил племена динка, горные этносы суданско-эфиопского пограничья. Лишь население (хадандава) царства Шиллук продолжало сопротивление до 1844 г., когда оно было потоплено в крови. До 1864 г. организованное сопротивление туркам оказывало Тегали. Пленных солдат-суданцев султан Умар старался привлечь на свою сторону и включить в свои войска.
Продвижению турецко-египетских войск способствовали работорговцы. Они проникали во все области, населенные ни-лотскими племенами, кроме нынешней Кении. Нередко основанные ими фактории становились правительственными опорными пунктами. В некоторых случаях работорговцы становились начальниками военных пунктов и даже администраторами более высокого ранга. Одним из них был крупнейший работорговец аз-Зубейр, который в 1872 г., вооруженной силой подчинив себе других работорговцев, был утвержден в должности губернатора вновь образованной провинции
Бахр-эль-Газаль. В 1874 г. он расширил территорию провинции за счет Дарфура и расположенных к западу от него султанатов Масалит, Тама, Гимр и Суда, а затем вторгся в пределы Вадаи.
Обеспокоенный усилением аз-Зубейра хукумдар Исмаил Айюб добился отозвания его в Каир (1877 г.); аз-Зубейра направили в составе египетского корпуса на русско-турецкую войну.
Самым доходным из традиционных «промыслов» в Египетском Судане была работорговля. Если раньше караваны из Дарфура и Сеннара доставляли в Египет 9 тысяч невольников и 2—3 тысячи вывозили морем через Суакин, то в 1825 г. хукумдар отправил в распоряжение Мухаммеда Али 40 тысяч невольников, а в 1839 г. — в 5 раз больше. Часть пленников оставляли в Судане для продажи. При Али Хуршиде захват рабов стал одной из главных целей военных походов.
Поощрение работорговли и прямое участие в ней являлось важным направлением политики турецких властей в южных областях Судана. Вдоль их границ велся регулярный захват людей под видом охоты на слонов. Ее организовывали крупные работорговцы. В середине XIX в. царь шиллуков запретил работорговлю, хотя и платил турецким правителям дань людьми. Его преемник подтвердил этот запрет, но был свергнут с престола и убит сторонниками работорговли.
Противниками работорговли выступали, в частности, католическая церковь, отдельные группы знати на юге страны. В конце 70-х годов XIX в. под давлением европейских держав каирское правительство вынуждено было запретить работорговлю. Но провести это решение в жизнь было трудно без общественной поддержки в Египетском Судане.
Социально-экономическое развитие Судана в XIX в.
В период Османской империи территория нынешнего Судана впервые стала единым государством (хотя культурное ядро на этой территории существовало со времен Куша-Ме-Роэ). Подвергшиеся «арабизации» и «исламизации» племена были очень различны по уровню культурного и общественного развития. Их объединяло лишь недовольство турецко-египетским режимом. Но еще до турецкого завоевания
большинство населения этих территорий подвергалось эксплуатации, будь то в развитом феодальном обществе Донго-лы или в раннефеодальном царстве Шиллук и княжествах занде, алур, ачоли, анюак, но турецкая администрация довела феодальный гнет до предела и дополнила его систематическим грабежом.
При сборе налогов осуществлялся принцип круговой поруки. При этом местная администрация и традиционные вожди присваивали себе по меньшей мере столько же, сколько шло правителям Египта и Османской империи. За короткий срок у населения были конфискованы запасы драгоценных металлов. Такие экзотические товары, как гуммиарабик, слоновая кость, которые раньше продавались, теперь изымались в форме налогов. Турецко-египетские чиновники насильно принуждали окрестных крестьян к труду в своих имениях. Лучших мастеров, набранных за плату, вероломно заковывали в колодки и отсылали в Хартум.
В 1847—1848 гг. была построена и пущена в эксплуатацию фабрика для промывки золотого песка в области Берта (на границе с Эфиопией). Для нее в России были подготовлены молодые египетские специалисты. Но вскоре эта фабрика была закрыта. Крайне медленно и непоследовательно создавалась система современных коммуникаций. Лишь в 1875 г. началось строительство железной дороги на Крайнем Севере Судана, в Вади-Хальфе, которая соединялась с египетской железнодорожной линией и шла в обход нильских порогов. Более успешно развивался речной и морской транспорт. По Нилу и главным его притокам начали ходить пароходы, в Хартуме были построены доки, куда доставлялась из Египта судовая техника, здесь же строились крупные деревянные и металлические барки. В 1878 г. на хартумских доках под руководством английских инженеров работали около 200 человек, в большинстве выпускников местной католической школы. В 1857 г. на Красноморском побережье Судана была основана частная пароходная компания «Маджидийя», владевшая четырьмя пароходами, которые перевозили паломников из Суакина в аравийскую Джидду и обратно, а также в Суэц. В 1864 г. на смену ей пришла компания «Азизийя», имевшая восемь пароходов, которые регулярно перевозили пассажиров и грузы между Суакином и Суэцем. В 1870 г. эта компания была преобразована в государственную. Почта
в Судане появилась как частное (итальянское) предприятие, но с течением времени стало государственным ведомством.
Примером бесхозяйственности турецко-египетских властей может служить Суакинская гавань. В течение тысячелетия Суакин являлся главным морским портом страны, расцвет его пришелся на середину XIX в. В 1860 г. губернатор приказал укрепить городскую цитадель и перестроить свой дворец, используя для этого поднятые со дна моря коралловые глыбы. Коралловая крошка попала в гавань, кораллы прижились и стали размножаться. С течением времени коралловые рифы погубили порт. Упадок же торговли и городской жизни в Суакине стал следствием развала экономики в целом, а также установления государственной монополии на торговлю основными товарами, которые теперь централизованно вывозились через Хартум и Нубию в Египет.
Введенная феодальная система управления страной состояла из двух подсистем: традиционной (в племенах, деревенских общинах, княжествах) и бюрократической турецко-египетского типа. Последняя была неустойчива: границы провинций часто менялись, одно время было ликвидировано генерал-губернаторство, наместникам разных рангов не давали подолгу засиживаться на одном месте. Египетский Судан как колония феодальной страны не мог не попасть под финансовую зависимость от капиталистической Европы.
Таким образом, в Судане складывалось раннеколониаль-ное общество феодального типа. Его верхушку составляли пришельцы с севера: мусульмане («турки»), левантинцы и европейцы. При этом под «турками» подразумевались как разноязычная Османская администрация, так и столь же этнически не однородная египетская агентура, хедива; под левантинцами — промышляющие в Судане жители соседних государств мусульманского и христианского вероисповедания, в том числе греки, армяне и пр.; а под европейцами — непосредственно разнообразная колониальная агентура капиталистических стран, в том числе колониальные чиновники, торговцы, моряки, миссионеры и т. д. Каждая из этих трех групп делилась на национальные общины, кланы, а также группы сторонников того или иного влиятельного лица. Среди «турецкой» элиты все время происходила скрытая, а порой и открытая борьба между отдельными группировками, например» черкесами и албанцами, «новаторами» и консерваторами.
Ее представители по-разному относились к европейским и левантийским компрадорам, египтянам и другим «чужакам». Но по отношению к коренному населению все они держались как «белая раса господ», презиравшая и унижавшая «черных туземцев». Но постепенно в верхнем социальном слое появлялись отдельные арабо-суданцы, сохранявшие связь со своими племенами.
В начале 80-х годов XIX в. в Судане образовался значительный (численностью в несколько десятков тысяч) слой смешанного турецко-африканского и европейско-африканского населения. В южных провинциях, населенных нилотскими и центральноафриканскими этносами, белая верхушка была особенно малочисленна, а средние административные должности занимали нубийцы и арабо-суданцы, они же составляли массу торговцев. Своеобразную группу населения составляли бродячие тортовцы-джеллябы, происходившие из различных арабских и нубийских областей.
Разнородные по своему происхождению и социальному облику суданские городские слои были все, хотя и в разной степени, недовольны засильем европейцев, произволом администрации, колониальным положением страны. Особенно велико было недовольство ремесленников, разорявшихся из-за наплыва иностранных товаров; торговцев, вытеснявшихся европейскими и левантийскими купцами; солдат, месяцами не получавших жалованья; всего мусульманского населения, которым впервые за много веков управляли иноверцы — христиане или выходцы с Кавказа и Балкан, лишь недавно принявшие ислам и продолжавшие следовать многим христианским обычаям.
Все прежние противоречия — между крестьянами, полуоседлыми и кочевыми скотоводами, пастухами и знатью, жителями деревень и горожанами, разными племенами и этническими группами — отступали на второй план перед главным противоречием между всеми угнетенными суданцами, с одной стороны, и «союзом» хедивской администрации с белой компрадорской буржуазией — с другой, причем обе эти силы выступали как агенты европейского капитала. В Судане начало зарождаться освободительное движение, направленное против «белых» угнетателей, которое приняло религиозную форму сначала суфийского, а затем махдистского движения.
В период турецко-египетского правления в северных и центральных областях Судана со своими учениями начали выступать суфийские братства (тарикаты): Ансарийя, Мад-жзубийя, Хатмийя, Исмаилийя, Идрисийя, Самманийя, Тиджанийя, а также ответвления Кадирийи. Деятельность различных миссионеров была частью общего идейного брожения в стране. Недовольство мусульман (не исключая турков) вызывало появление на ключевых административных постах и на самой вершине пирамиды власти европейцев-христиан, а также евреев. Еще при Мухаммеде Али в Судане отдельные европейцы и христиане-левантинцы назначались начальниками над мусульманами. В 1869 г. СУ. Бейкер первым из англичан получил звание паши и был назначен генерал-губернатором Экваториальной провинции, которую ему еще предстояло завоевать. И действительно, он создал огромную провинцию — Египетский Судан. Губернаторами других крупных провинций также были назначены европейцы, в частности британский генерал Ч.Дж. Гордон в 1874 г. занял должность генерал-губернатора Экваториальной провинции. В 1876 г. Гордона сменил американец Х.Г. Праут, но через два года он был отозван в Египет, а Ч.Дж. Гордон в 1877 г. стал генерал-губернатором всего Египетского Судана. В последующие годы он назначил несколько европейцев на посты руководителей пароходства, телеграфа, почты, госпиталей и пр.
Правление Гордона и его окружения в Египетском Судане, как и «европейского кабинета» в Египте, воспринималось арабами, нубийцами, беджа и другими мусульманскими народами как тирания неверных. Волнения 1877—1879 гг. стали первыми зарницами грозного махдистского восстания. Весной 1877 г. на борьбу с турками поднялись фуры Дарфура, во главе которых встал Харун, близкий родственник бывшего султана. Лозунгом движения было восстановление независимого государства фуроа, на престол которого претендовал Харун. Но уже в июне правительственные войска, во главе которых встал сам Ч.Дж. Гордон, разбили повстанцев.
В июле 1878 г. началось наиболее опасное для турецко-египетского режима восстание суданских арабов в юго-западных провинциях. Его возглавил Сулейман, сын аз-Зубейра. Учитывая его влияние, Гордон назначил Сулеймана вице-губернатором Шакки, затем губернатором Бахр-эль-Газаля. На этом посту он не выполнил требования генерал-губернатора
- Глава 1 Арабские страны Азии Ирак в составе Османской империи
- Саудовская Аравия
- Бахрейн
- Глава 2. Арабские страны Африки Египет
- Глава 2. Арабские страны Африки
- Ливия: Триполи, Киренаика и Феццан
- Дальний Магриб (Марокко)
- Приатлантическая Сахара (Мавритания)
- Глава 3. Африка Цивилизационные образования в Африке южнее Сахары. XVI—XIX вв.
- Открытие европейцами побережья Тропической Африки. Эпоха работорговли
- Колониальный захват Тропической Африки
- Колониальный раздел Западной Африки
- Колониальный раздел Западной Экваториальной Африки
- Колониальные захваты в Восточной Африке
- Колониальная экономическая эксплуатация
- Формирование системы колониального управления
- Антиколониальная борьба народов Тропической Африки. Последняя треть XIX века
- Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века
- Южная Африка. XVI—XIX вв.
- Эфиопия. XVI—XIX вв.
- Либерия. XIX век
- Мадагаскар. XVI—XIX вв.