logo search
П

История и принципы образовательной деятельности киево-могилянского коллегиума

Самой большой заботой Могилы была Коллегия. Коллегия, которой покровительствовал Петр Могила, оставалась национальной школой, основанной на древних культурных и образовательных традициях. В ней изучались церковнославянский и русская (книжный украинский) языки, отечественная история, студенты воспитывались в глубоком православном духе. К Коллегии принимали детей всех сословий. Но Петр Могила сумел превратить Коллегию на заведение европейского типа. Здесь изучался курс наук, свойственных для западноевропейских университетов, внедрялись достижения мировой истории, литературы, поэзии, философии. Средством к овладению высших наук была латынь, изучались также греческий и польский языки. Профессоров для преподавания в Коллегии Могила учил в зарубежных университетах. Вскоре Коллегия уже сама готовила преподавателей, государственных деятелей, высокообразованных богословов.

Петр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для жизни и учебы, построил первую бурсу, новое каменное помещение под школу, которая есть и сегодня на территории Киево-Могилянской академии (известная под названием Трапезная или Святодухивска церковь)7. Умирая, Могила завещает Коллегии большие средства и самую свою ценность - библиотеку (2131 книгу), а также - дома и дворовые места на Подоле, половину скота и инвентаря из своего хутора Непологы, хутор Познякивщину, села Гнедин, Процев и Ровно, более 80 тыс . золотых (наличными и под заведением), серебряную семейную посуду, свою митрополичию одежда, митру и крест, украшенный семейными драгоценными камнями и даже ткани - адамаск и камку - на одежду студентам. И напоследок Могила просил беречь Коллегию, как "единственное его достояние" (unicum pignus meum).

В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией (академией). Под этим названием вошла в историю.

Единственное, чего не успел Могила - это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Но ученики его продолжили начатое им дело. 1658 гетман Иван Выговский, воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячский трактат, по которому Украина, как Княжество Русское, становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Ей предоставлялись широкие права, в их числе - свобода вероисповедания и статус высшей школы для коллегии, то есть статус Академии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 г. Таким образом, Киево-Могилянская академия была первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания.

Но надо отметить, что и беститульную Коллегию современники еще с 30-х годов XVII века признавали Академией. Вот несколько примеров. Находясь в начале 30-х годов ХVII в. в Киеве французский инженер и картограф Гийом Левасар де Боплан записал, а потом поместил в своей книге "Киев" такие слова: "В Киеве, на Подоле, при Братской церкви содержится университет, или Академия"8. Львовский подкоморий В. Мясковская, который в составе посольства присутствовал на встрече Б. Хмельницкого с киевлянами 1648 после победы под Замостям, записал в своем дневнике: "Весь народ, вышедший из города, вся беднота приветствовала его. Академия приветствовала его возгласами и речами как Моисея ". Еще одно свидетельство западноевропейского историка Жан Бенуа Шерера, исследовавшего историю запорожского казачества. Рассказывая о захоронении Сагайдачного на территории Академии, он пишет: "Во Академией здесь следует понимать то, что мы обычно называем университетом. Киевский университет вплоть до времен Петра I был только один в Малороссии, так и в Великороссии. Его основания достигает давно прошедшего времени"9.

Одной из привилегий высших учебных заведений Европы в те времена было право открывать подчиненные им школы. Именно так действует Петр Могила: он открывает свои "училищные колонии": коллегии в Кременце (1638р.) и Гоще (1639 г.), а также в Яссах (1636 г.).

Киево-Могилянская академия долгое время была единственным высшим общеобразовательным, всесословным учебным заведением Украины, Восточной Европы, всего православного мира. Основанная на принципах гуманизма и просветительства Академия не только учила молодежь, но и распространяла образование, знания, ее воспитанники открывали школы, основала библиотеку, способствовали развитию культуры, искусства, литературы, музыки, театра. Академические наставники и профессора свято верили в то, что просвещенный ум оказывает благотворное влияние на характер и поступки человека, судьбу общества10.

Полный курс обучения в Киево - Могилянской академии длился 12 лет. Но учитывая то, что она была высшей школой, студенты имели право учиться в ней столько, сколько желали без возрастного ограничения. Студентов и начальных, и средних, и старших классов (курсов) никогда не наказывали за то, что они не выучили уроков, не подготовились к диспуту или вообще не могут овладеть надлежащий материал, ибо причиной этому могли быть и болезни, и голод, и холод, нехватка одежды, учебников и так далее. Более того, всем предоставлялась возможность при желании оставаться на второй или даже третий год в том же классе подтверждать обучение.

Всего в Академии было 8 так называемых ординарных классов, но количество предметов достигала до 30 и более. В первых четырех классах Академии - фаре, инфими, грамматике и синтаксими, которые были по сути подготовительными, изучались языки: церковнославянский, греческий, русская (украинская), латынь и польский, а также арифметика, геометрия, нотное пение и катехизис. Знание классических языков - греческого и латинского - было не только признаком образованного человека того времени, но и открывало ему путь к познанию античной культурного наследия и современной европейской литературы и науки. Латынь была языком ученых, писателей, поэтов, судебного дела, международного общения. Преподавание в университетах Европы велось на латинском языке. Все высшие науки, начиная с поэтики, в Киево - Могилянской академии также преподавались на латинском языке. Еще в 1649 г., иерусалимский патриарх Паисий, посетив Киевскую коллегию, писал, что она имеет учителей "высокого искусства", которые учат благонравную молодежь "славянскому языку, как и латинскому, который необходим ..."11.