logo
П

Жизнь и деятельность петра могилы

Петр Могила - выдающийся политический, образовательный, церковный деятель. Основатель первой в Восточной Европе православной Киевской коллегии. Автор свыше 20 полемичных проповедей, ряда книг. Меценат, канонизованный православной церковью. Петр Симеонович Могила происходил из семьи властителей Молдовы и находился в семейных отношениях со многими польскими магнатскими семьями: Потоцкими, Вишневецкими, Корецкими и др. Род Могил имел большие поместья на Подолье и Киевщине.

В результате дворцовых интриг отец Петра Могилы был отравлен в 1607 г., а сам он с матерью, венгерской принцессой Маргарет, переехал в Западную Украину. Благородный и образованный, Петро Могила мог бы сделать блестящую светскую карьеру как молдавский воевода и магнат, однако вопросом православной веры в семье уделяли немало внимания. Его отец, член Львовского церковного братства, собственными средствами построил во Львове Пятницкую церковь, которая получила название Валашской (Молдовской). Двоюродная сестра Петра Могилы, Раина, была учредительницей нескольких православных украинских монастырей.

Свою карьеру Петро Могила начал в возрасте 20 лет на службе у польского короля Сигизмунда III как предводитель отряда всадников, которые принимали участие в Хотинский войне в составе кавалерийского корпуса коронного гетмана С. Жолкевского. В 1622 г. Петро Могила в первый раз приехал в Киев, где завязал дружеские отношения с митрополитом И. Борецким, который позже стал его духовным наставником. В возрасте 26 лет, в 1625 г., Петр Могила принял схиму и стал ученым-богословом, который без конца отдал себя служению Богу1. В 1627 г. его избрали архимандритом Печерского монастыря, и с того времени он активно участвовал в церковных соборах. В стенах Печерской обители Петр Могила составил «Литургиярион» («Служебник»), обсужденный на церковном соборе в 1629 г. и провозглашенный обязательной книгой для каждого православного священника. Сравнительно с подобными книгами XIV–XVI ст. «Служебник» был самым подробным. В нем приведены тексты литургии и других церковных служб; исправлены ошибки, допущенные в предыдущих изданиях; включены обычаи, присущие лишь украинской православной церкви.

Петр Могила возглавил православную делегацию, которая должна была добиваться легализации украинской православной церкви на сейме Речи Посполитой в 1632 г. при избрании нового короля Владислава IV. Там Могила был избран на митрополита киевского и галицкого. Однако, Киевскую кафедру на это время занимал И. Копинский, которого поддерживало запорожское казачество. Это был один из православных иерархов, введенных в сан в 1620 г. при содействии гетмана Петра Сагайдачного. Поэтому Копинский считал себя единственным законным митрополитом и не покорился решению сейма. В ответ Петро Могила, который выделялся решительным характером, приказал силой вывезти старого митрополита из его резиденции – киевского Михайловского монастыря, к Печерской обители и держать там под домашним арестом, пока он не отречется от кафедры. После этого Копинскому было разрешено вернуться к Михайловскому монастырю, где он был настоятелем. Враждуя с Петром Могилой, И. Копинский вредил его репутации, распространяя среди православного духовенства слухи о том, что новый митрополит тайно перешел в унию.

В 1646 г. появился знаменитый «требник Петра Могилы», который приводит описание служб частного характера, в частности таких, которые отличаются от российских: освящение нового дома, скота, колодца; молебны по поводу неурожая, болезни, путешествия, началу учебы и тому подобное. «Требник Петра Могилы», значение которого не уменьшилось доныне, базировался на огромном количестве обычаев украинского народа; немало из которых были подобны обычаям католической церкви и не сохранились в других православных церквях2. Через несколько лет православное духовенство обвинило Петра Могилу в том, что он вроде бы внедряет католические обряды в православной службе Божьей.

Идейный борец за православную церковь, Петра Могила не гнушался никакими, даже достаточно жесткими, методами. Монахов, неудовлетворенных его руководством как архимандрита Киево-Печерского монастыря, он отправлял на расправу запорожцам, вроде бы изменников. Стремясь подчеркнуть исконное православие Киева, надеясь вернуть ему роль столицы православного мира, Петро Могила заботился о возрождении давних храмов. Особенно уважал киевские церкви, построенные древнерусским князем Владимиром Святим – крестителем Руси, что по значению для церкви приравнивался к апостолам. Чтобы отобрать у униатских священников Десятинную церковь, Петр Могила в 1636 г. во главе вооруженных слуг захватил храм и после разборки старого деревянного сооружения приказал построить новую кирпичную церковь. Однако этим планам при жизни митрополита не суждено было завершиться, и Могила в 1646 г. в завещании назначил на достройку храма 1000 злотых. Перед началом строительных работ он приказал исследовать остатки древнерусской Десятинной церкви, построенной на этом месте в X ст. и разрушенной в 1240 г. монголо-татарами. Во время раскопок (какие можно считать первыми археологическими исследованиями в Украине) в усадьбе Десятинной церкви митрополит обнаружил мощи святого князя Владимира, которые с надлежащим почетом были перенесены к Успенскому собору Киево-печерского монастыря. Этот монастырь при жизни Петра Могилы был отреставрирован, пещеры приведены в порядок и отворены для паломников, а численность монахов выросла до 800 лиц.

Могила умер в ночь на 1 января в 1647 г., на 50-ом году жизни, завещал своему детищу – Киевской коллегии – собственную библиотеку, дом, несколько дворов на подоле, все движимое имущество и 80 тысяч злотых. Петр Могила был похоронен в кирпичном склепе под полом Успенского собора Киево-Печерской лавры. Во время немецкой оккупации Киева в 1941 г. Успенский собор был уничтожен взрывом, поэтому лишь в 1982 г. научные работники обнаружили две изувеченые серебряные пластины с надписями от гроба Петра Могилы с гравируемым изображением его благородного герба.

В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста; Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646)3.

Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе 1640 и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году. «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в 1662 в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).

Для изданной Могилой книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам Могила доставил рассказы о чудесах печерских.

Принимал большое участие в составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см. Лифос).

Из проповедей Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киевских епархиальных ведомостях» 1861—1862 г4.

Им были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII.

Поэт, академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Х. Востоков (1781—1864): «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский»5.

Прот. Георгий Флоровский: «Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем… Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры. <…> И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне „расположен“ к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание. Для него стоял только вопрос юрисдикции.»6

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского[2], несмотря на то, что предложение о его прославлении было отклонено комиссией Московского патриархата. 8 декабря 2005 года свт. Пётр был канонизирован на всей территории РПЦ. Известны также свидетельства о его народном почитании в Румынии и Польше.