logo search
зелинский - кратко

5.4. Культура Беларуси в первое послевоенное десятилетие.

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 – 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей – фронтовиков. В 1949 – 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг.

В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 – уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей.

Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 – в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 – из 46 школ – только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование – техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе – Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. – 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.

В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС – КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против “коленопреклонения перед Западом”, против “белорусского национализма” и “безродного космополитизма”. Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о “золотом веке” в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны “идеологически вредными”. Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет – романы И. Шамякина “Глубокое течение”, И. Мележа “Минское направление”, М. Лынькова “Незабываемые дни”, драматические произведения А. Мовзона “Константин Заслонов”, К. Губаревича “Брестская крепость” и др.

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – “Оборона Брестской крепости” И. Ахремчика, “Минск, 3 июля 1944 года” В. Волкова, “Пленных ведут” А. Шибнева, “Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске” Е. Зайцева и др.

Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению” (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: “Молодая гвардия”, “Константин Заслонов”, “Это было в Минске” и др. На исторические темы были поставлены спектакли “Нестерка” В. Вольского, “Павлинка”, “Разбросанное гнездо” Я. Купалы, “Пинская шляхта” В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с .Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – “Дети партизана”, “Константин Заслонов”. Были экранизированы “Павлинка” Я. Купалы, “Поют жаворонки” и “Кто смеется последним” К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы “Красные листья” и “Часы остановились в полночь”. Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.

Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.