Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.
Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.
В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.
Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.
Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)
Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.
Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.
Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.
На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.
Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.
На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства, иудаизиа и буддизма.
Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г. таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. - хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. - простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем - различные атеистические течения).
Основоположником казахской письменной литературы является Абай Кунанбаев. Он родился (1845 – 1904) в Чингизских горах семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе семипалатинского Имама Ахмед – Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. В течение 20 лет Абай, уже зрелый человек изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и Русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие 20 лет жизни прошли в поэтической деятельности. Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту. Стремление к прогрессивному развитию общества было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу, каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего в труда, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. В результате колониальной политики царизма и усилении феодального гнета во II половине 19 века шло очень быстрое обнищание народных масс, разорение казахского крестьянства. Заботясь о этой части казахской бедноты, Абай и все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. Демократические позиции Абая определяли и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезались царизмом, но в их руках была сосредоточена значительная судебная власть, решения которых во многих вопросах отражали интересы царской администрации. Пользуясь темнотой населения, его невежеством бии всячески стремились извлечь пользу. В окружающих людях Абая, его близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность народу и защиту его интересов. Противоречия современного общества отразились в отношении Абая к духовенству. Он в тоже время видел, что служители веры в Казахстане - муллы – были людьми, далекими от справедливости и чести. Видя тяжелую жизнь народных масс Абай требовал активных действий направленных на исправление этой несправедливости. Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия, так как оно меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Большим слом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество и корыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основную силу, способную преодолеть это зло в науке и просвещении. Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его пороки можно только сообща, хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы. У Абай была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип Абая – уважение, дружба и равноправие. Его возмущало стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое отношение к другим народам. Уважая другие народы, Абай призывал казахов к общению с ними. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов он был убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества – наука, передовые идеи, культура, и настанет всенародное благоденствие.
- Казахстан в эпоху бронзы: культура андроновских племен.
- Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, политическая история, хозяйство и культура.
- Гунны – первая кочевая империя в Центральной Азии. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
- Государства усуней и кангюев на территории Казахстана: политическая история, хозяйство и культура.
- Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение. Усиление политического влияния ислама и мусульманской культуры.
- Карлукское государство (756-940 гг.). Города и поселения. Духовная культура.
- Государство огузов (конец іх-начало хі вв.) Племенной состав и расселение. Борьба с сельджуками и усиление междоусобиц.
- Кимекский каганат (конец іх – нач. Хі вв.). Кыпчакское ханство (нач. Хі в. 1224 г.): формирование этнической общности, расселение, политическая история, хозяйство, культура.
- Государство Караханидов (942-1210 гг.) – первое мусульманское тюркское государство в Казахстане. Военно-племенная и административная система управления.
- 13. Улусы найманов и керейтов (хіі – нач. Хііі вв.). Конфедерация племен найманов и керейтов в Центральной Азии. Распространение христианства.
- Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона.
- Жизнь и деятельность великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Яссави и Махмуда Кашгари.
- Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана (1219-1224 гг.). Казахстан в составе трех монгольских улусов.
- Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная организация. Ослабление и распад Золотой Орды.
- Образование и возвышение государства Ак-Орда (конец хііі – нач. Хv вв.). Значение Ак-Орды в истории Казахстана.
- Ногайская Орда (конец хіv – хv вв.): этническая, политическая, общественная организация.
- Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира (1428-1468 гг.): этнический состав, политическая история.
- Историческике предпосылки образования казахского ханства в середине 15 в. Роль султанов Жанибека и Керея в создании Казахского государства.
- Казахское ханство во второй половине XVI в. Деятельность Хакназара и Тауекеля. Материальная и духовная культура казахов в 15-16 вв.
- Возвышение Казахского ханства при хане Касыме. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в начале XVI века.
- Основные этапы становления казахской народности и ее этнический состав. Происхождение этноним "қазақ" (казах).
- Причины образования и особенности развития казахских жузов.
- Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Свод законов Тауке хана "Жеты-Жаргы".
- Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
- Институт биев в казахском обществе. Толе би, Айтеке би, Казыбек би и их роль в общественной жизни казахов в XVII- XVIII вв.
- Хозяйство казахов в XV-XVIII вв.
- Казахско-джунгарские войны в XVII- хviii вв. Роль казахских батыров в консолидации казахского общества в условиях джунгарской агрессии.
- Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Начало присоединения младшего жуза к России. Абулхаир хан как государственный деятель и полководец.
- Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в хviii в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева.
- Движение казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины, этапы, итоги.
- Образование Букеевского ханства (1801 г.). Хан Жангир и его деятельность (1823-1845 гг.).
- Народно-освободительное движение казахов под предводительством и.Тайманова и м.Утемисова (1836-1838 гг.).
- Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824гг.
- Завершение присоединения Казахстана к Российской империи. Административно-территориальные реформы 60-90гг. XIX в. Освободительные движения казахов во второй половине XIX в. (1869-1870 гг.)
- Национально-освободительное движение под руководством к. Касымова (1837-1847 гг.): причины, характер, основные этапы, итоги.
- Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX – начале хх вв.
- Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX – начале хх вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
- Метрополия Россия и колония Казахстан в годы первой мировой войны. События 1916 г. В Казахстане: причины, характер, особенности.
- Наука и просвещение в Казахстане в XIX в.
- Культура Казахстана во второй половине XIX – начале хх вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева.
- Казахстан в 1917 году. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Роль национальной интеллигенции в освободительной борьбе казахского народа.
- Октябрьская Революция 1917 года в России и особенности установления советской власти в Казахстане.
- Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920гг.).
- Образование касср в составе России. Становление казахстанской советской государственности.
- Казахстан в годы нэПа (1921-1925гг.). Земельно-водные реформы в Казахстане.
- Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов. Трагедия казахского аула в годы коллективизации
- Индустриализации в Казахстане: успехи и просчеты
- Общественно-политическая жизнь и культура Казахстана в 20-50-ые годы. Репрессии против национальной интеллигенции. Депортация репрессированных народов в Казахстан.
- Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
- Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны. Объединила.
- Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). Создание на территории Казахстана ядерных полигонов.
- Казахстан в годы "хрущевской оттепели". Реформы 50-60-ых годов хх в., их характер и причины их незавершенности.
- Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: экономические, экологические и социальные последствия целины.
- 61. Казахстан в годы нарастания противоречий и кризисных явлений в ссср (1971-1985гг.). Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.
- Казахстан в условиях реформ м. С. Горбачева второй половины 80-х годов. Декабрьские события 1986г. В Казахстане и их историческое значение.
- Культура Казахстана во второй половине хх века.
- Распад ссср и провозглашение государственной независимости Казахстана. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.
- Конституция Республики Казахстан. Государственные символы Республики Казахстан.
- Общественно-политические объединения и политические партии на современном этапе.
- Послание Президента страны: «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития Республики Казахстан.
- Республика Казахстан в системе современных международных отношений.
- Основные положения Послания Президента страны н.А. Назарбаева народу Казахстана, в 2012 году «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
- Казахстан в системе международных отношений. Председательствование Казахстана в обсе. Астанинский Саммит.
- Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
- Основные положения программной системы н.А. Назарбаева в «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу труда »
- Создание Ассамблеи народов Казахстана – общественного института согласия и единения народов Казахстана. Государственная программа «Культурное наследие».
- Экономическое развитие Казахстана на современном этапе. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан.
- Создание содружества независимых государств (снг). Алма-Атинская Декларация об образовании снг. Работа н.А. Назарбаева «На пороге 21 века».