Введение
Источниковедение истории народов Поволжья и Приуралья периода феодализма разработано крайне слабо. Этому весьма важному вопросу до сих пор не посвящено ни одного монографического исследования, в котором на основе марксистской методологии давалась бы научная оценка большому комплексу источников как на западноевропейских языках, в том числе славянских, так и на языках восточных, включая татарский. И если из этого чрезвычайно богатого комплекса сведений отдельные разделы его, например, некоторые русские, европейские и частично арабо-персидские памятники более или менее научно освоены, то тюркоязычные исторические материалы, в особенности на татарском языке, изучены совершенно недостаточно. Следует отметить, что и некоторые давно известные науке татарские памятники, в отличие от случайных замечаний путешественников или внешних наблюдателей, привлекаются очень редко, поверхностно, порою ошибочно. А следовало бы ожидать обратное: ведь давно известно, что автохтонно-национальные источники обладают рядом преимуществ.
Жанр "таварих" ("историческая хроника") был довольно популярен с давних времен. До наших дней сохранились свыше 50 списков различных авторов. "Таварих-и" (памятники средневековой литературы на арабском, персидском и татарском языках) наряду с историей в них имеются сведения по Исламу, географии, астрономии, философии.
Одним из авторов "Таварих-и Булгария" ("История Булгарии") является Хисамуддин ибн Шарафуддин аль-Муслими. Согласно тексту, рукопись была создана в местности Ташбильге (ныне Алькеевский район РТ). Книга состоит из двух частей: "Диковинки сотворения" и "О последователях и последовательницах (сподвижниках) Пророка Мухаммада (мире ему и благословление Аллаха) из жителей Булгара", а также хатимы (заключения) - подробного рассказа о Тимуре и его разрушении Булгара.