logo
"Новый курс" Ф. Рузвельта

1.2 Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».

Большое влияние на проведение правительственной политики оказывал «мозговой трест», который состоял из нескольких близких президенту лиц, разрабатывавших проекты реформ. Исходя из прагматических соображений, Рузвельт и его окружение наметили и провели ряд важных реформ в структуре социально-политических институтов США.

Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа. На первом из них администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Второй этап, характеризовался проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде. Несмотря на то, что «новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании.

Теоретической базой «нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие/ Под ред. А.Н. Маркова. - М.: Закон и Право, ЮНИТИ, 1995. С.58..

Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой, банковской, социальной, сельскохозяйственной, судебной, административной реформы. Была также принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть - на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Первым и самым внеочередным направлением стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности.

Были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Устанавливалась федеральная система социального страхования. Вводились - впервые в США - пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны (пенсии - всех, начиная с 65 лет, пособия - кроме сельскохозяйственных рабочих, прислуги, государственных служащих). Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии - за счет налогов с предпринимателей и служащих (в размере 1%, с 1944 г. - 3%), пособия - с налогов на фонд заработной платы Омельченко О. Всеобщая история государства и права. Т.2 . - М.: Эксмо, 2007. С. 45. .

Государство устанавливало основные параметры трудового прав, предусматривалось право на объединение в профессиональные союзы, которые бы выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Произошла легализация профсоюзной деятельности и ряд других нововведений.

Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт. С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства.

5 февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек.

Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «нового курса».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Нужно отметить, что вокруг экономической политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали «новый курс» чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его недостаточно решительным. Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и пр. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США.

Рассмотрим теперь подробнее некоторые из реформ проведенных Ф. Рузвельтом в процессе реализации его «нового курса».