logo
"Салическая правда"

Введение

Три части, из которых состояло государство франков: Германская Австразия и романские Нейстрия и Бургундия, имели обыкновенно разных королей, но если их даже соединял один король, то их управление все-таки разделялось. После Хлотара и его сына, Дагоберта (629-639 гг.) -- «Соломона франкского», как его прозвали придворные льстецы, нет более выдающихся Меровингов; династия держится по традиции. Королевская власть начинает ослабевать вследствие раздачи долей королевского имущества и предоставления иммунитета, как церкви, так и частным лицам. Король должен был опираться на людей, которые шли к нему в личную службу, и вознаграждал их за это из своих земель. Главное значение в королевском управлении, поэтому получил тот сановник, который заведовал раздачей земель, майордом, что значит «дворецкий». В каждом из трех частей королевства был сначала свой майордом. Постепенно майордомы, которые стали водить в поле королевских слуг и воинов, сделались сильнее королей из старой династии Меровингов. В 681 г. майордом Австразии Пиппин, современник султана Абдельмелика, устранил дворецких Бургундии и Нейстрии, захватил управление всем государством и стал утверждать королей в их сане.

Австразийские майордомы сами образовали династию, которая заменила ослабевших Меровингов; она называется по имени крупнейшего ее представителя, Карла Великого (768-814 гг.), Каролингами. Сын Пиппина, Карл, прозванный Мартелом (молотом), не назначал короля вовсе.

Судебник «Салическая правда» важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге.

В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских бургундов, англосаксов и других германских племен.

«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни

Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай» народного права -- VI-IX вв.