logo
Politologia_2

12. Советы, которые давал правителям Макиавелли. (1469-1527)

  1. Государь должен не угождать народу, а заботиться о благополучии государства.

  2. «Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».

  3. Главное же для государя – вовремя сменить тактику, образ действий, согласно изменившейся ситуации.

  4. Государь должен обладать такими качествами, как бережливость, решительность, доблесть; должен действовать жестоко, когда это необходимо, но не упорствовать в своей жестокости.

  5. Государю следует проявлять бесстрашие, великодушие, основательность и твёрдость, потому что именно эти качества уважают в правителях

  6. Качествами, которых стоит избегать, Макиавелли считает легкомыслие, нерешительность, изнеженность и малодушие.

  7. Государь должен твёрдо идти к своей цели, полагаясь и рассчитывая только на свои силы и способности, не опираясь на какие либо устоявшиеся правила (например, кодекс чести или религиозные заповеди), остерегаясь союзников (к которым легко попасть в зависимость), а так же изворотливых и хитрых приближенных, которые могли бы занять его место.

  8. Государь должен заботится, прежде всего, не об интересах народа, а именно о поддержки народа, не потакая ему, а вызывая его уважение.

  9. Правитель так же должен быть успешен в военном деле, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого» .

  10. Государь должен слушать советы и воспринимать их, но «только тогда, когда он того пожелает, а не когда того желают другие»

13. Теория элит. В современной политологии и социологии под политической элитой понимается соц. группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием гос. власти или воздействием на нее. Первоначальные теории элит. В наиболее полном, развернутом виде проблему элиты поставили итальянские социологи В.Парето и Г.Моска, а также нем. политолог Р.Михельс.  Основателем теории элит был В.Парето, в своем "трактате по общей социологии" полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, "циркуляция" элит. В сообществе всегда правит элита. Она образуется в трех главнейших сферах "социального процесса"- политической, экономической и интеллектуальной- путем выделения индивидов, добившихся на своем поприще наиболее выдающихся успехов. Возникновение и существование господствующей элиты Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В своем труде "Подъем и упадок элит" Парето отмечает, что любая элита рано или поздно успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества, и вырождается, а в обществе формируется новая элита. Парето говорил о неизбежности деления общества на управляющую элиту и управляемые массы в ходе неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах соц. жизни.  По Парето существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип- "львы", для них характерен консерватизм, грубые силовые методы правления. Второй тип- "лисы"- мастера обмана, политических комбинаций. Парето выделяет правящую и неправящую элиты. Революция, с точки зрения Парето, это борьба элит, смена правящей элиты потенциальной элитой. Г.Моска основатель итальянской науки о политике писал, что существуют два класса людей- класс, который правит, и класс которым правят. Правящий класс всегда малочисленнее управляемого. Меньшинство правит большинством. Власть, считал он, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. С позиции элитизма Моска негативно относился к демократии. Выборы он трактовал как путь к обновлению элиты. К основоположникам элитаризма относится Р.Михельс с его "железным законом олигархических тенденций". Суть состоит в том, что демократия, чтобы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элит. Интересы масс не совпадают с интересами бюрократических лидеров массовых организаций. Во всех партиях независимо от их типа "демократия ведет к олигархизации"- "железный закон олигархии". Все эти теории элит опираются на классическую доктрину естественного неравенства человечества. В современном обществе одно из влиятельных направлений- это неоэлитизм . Он основан на взглядах Парето и Моски. Также существуют концепции "плюралистического элитизма" и "демократического элитизма".

14. Виды Гос. Устройства.  Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное. Для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации.

В качестве таковых выделяются: обширная территория сильная централизованная власть экспансионистская правящая элита полное господство центра и подчинение периферии наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения

К характерным признакам унитарного государства относится: на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов. • в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства. • в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене. • существует единое гражданство, действующее на территории всего государства. Федерации • Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д. • В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам. • Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона. Конфедерация — не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели

15. Типы Республик

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение. Республики разделяются по трем параметрам:

1. Как избирается парламент 2. Как формируется правительство 3. Какой объём полномочий принадлежит президенту

Известны республики следующих видов:

1. Парламентская республика

2. Президентская республика

3. Смешанная республика

4. Народная республика

5. Феодальная республика

6. Федеративная республика

7. Рабовладельческая республика

16. Формы гос-ва.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

1. Форму правления

2. Форму территориального (государственного) устройства

3. Политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления, чешский (государственный) режим.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

17. Политический режим

Система приемов методов форм способов осуществления политической(включая гос-ную) власти в обществе. Опеределяется форомой гос-ва, включающей форму правления. Он обуславливает присущий тому или иному периоду жизнистраны порядок полит. Отнощшений, степень полит.свободы, образ правления.

18. Трудности классификации полит. режимов.

Трудность классификации политических режимов состоит в том, что большинство различных правлений с определённым политическим режимом носит смешанный характер, который не формируется одним политическим режимом, а включает в себя зачастую несколько режимов. Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. В современной литературе предложено великое множество классификаций политических режимов. С чем же связана эта разноголосица? Во-первых. классификации политических режимов конструируются в контексте более широких теорий, разделяемых исследователями. А такие теории могут различаться между собой. Во-вторых, построение классификации редко выступает как самостоятельная исследовательская задача. Чаще это средство получить ответ на более конкретные вопросы, и характер таких вопросов, конечно, накладывает печать на классификацию. В-третьих, классифицировать политические режимы способом, который удовлетворил бы все научное сообщество. - чрезвычайно сложная задача. А поскольку классификация относится к числу наиболее широко применяемых в сравнительной политологии познавательных процедур, стоит подробнее остановиться на связанных с ней сложностях

19 Свойство тоталитарного режима

При всем разнообразии тоталитарных режимов для них, как правило, характерны следующие общие черты, неоднократно суммированные в различных работах.

1. Наличие развернутой идеологической доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие л данном обществе. Эта идеология ориентирует общество на некое конечное совершенное состояние ("коммунизм", "расово чистое" общество, "исламское государство"). Иначе говоря, она содержит в себе хилиастический призыв, основанный на категорическом неприятии существующего общества и стремлении завоевать мир ради построения нового общества. "Образ врага" всегда выступает важнейшим компонентом тоталитарной идеологии, позволяющим режиму сплотить общество перед угрозой как со стороны вредителей и диверсантов внутри общества, так и со стороны враждебного внешнего окружения.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %); партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

3. Система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей. Такая система может быть направлена не только против "врагов" режима, но и против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку, в особенности, психологию.

4. Технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и се преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации - прессой, радио, кино.

5. Аналогичный, технологически обусловленный и почти полный контроль над всеми вооруженными силами.

6. Централизованный контроль над всей экономикой и руководство ею посредством бюрократической координации се ранее независимых составных частей; этот контроль, как правило, распространяется также на большинство других общественных организаций и групп.

20. Свойство авторитарного режима

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) приме­няется в политической науке для обозначения режима, характеризующе­гося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института.

Авторитарные режимы отличаются от тота­литарных следующими основными чертами:

1) авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеоло­гии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда сис­теме; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является актив­ным противником режима: не обязательно поддерживать режим, доста­точно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не миро­воззрение, а сохранение власти;

2) допускается неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сфе­ры общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;

3) при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового вер­ховного арбитра);

4) авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитариз­му, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

5) в отличие от тоталитаризма, при котором систематический тер­рор проводится легально и организованно, при авторитаризме использу­ется практика избирательного террора.

Существенными чертами авторитаризма являются:

  • 1. Монополия на власть одной группы, партии или коалиции, кото­рая никому не подотчетна;

  • 2. Полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

3. Сильно централизованная монистическая структура власти;

  • 4. Сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

  • 5. Наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

  • 6. Отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

  • 7. Использование силовых структур для удержания власти.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. В совре­менном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Широкая распространенность и устойчивость авторитарного ре­жима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказы­вался неудачным) в большинстве современных стран порождает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства.

К таковым относятся:

а) сохранение традиционного типа общества с ори­ентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авто­ритеты;

б) сохранение патриархального и подданического типов полити­ческой культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ак­тивного воздействия населения на политическую систему;

в) значитель­ное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфу­цианства) на политические ориентации населения;

г) экономическая от­сталость;

д) неразвитость гражданского общества;

е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит и неразвитость механизмов саморегуляции общества обусловли­вают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государст­во. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии. Та­ким образом, помимо своих специфических функций государству приходится осуществлять административное вмешательство в экономику и ее регулирование, заниматься распределением материальных благ и экономических ресурсов, поддерживать национальную культуру и образование. Неразвитостъ рыночных отношений и частной собственности ставят лич­ность в жесткую экономическую зависимость от государства.

На авторитарный характер власти влияет наличие в незападных обществах преимущественно не горизонтальных, а вертикальных соци­альных связей, в которых отношения между патроном и клиентом строят­ся на взаимных обязательствах. Значительный конфликтный потенциал в отношениях между различными этническими, профессиональными, кла­новыми, социальными группами при почти полном отсутствии институ­циональных форм разрешения конфликтов предопределяет чуть ли не единственный способ интеграции общества и сохранения его стабильно­сти – использование силы со стороны государства.

21. Реальная и идеальная демократия.

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии: 1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов 2. Народ является единственно легитимным источником власти 3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов. При приближение для сравнения реальной и идеальной демократии оказывается что народ сам не готов к тому что бы сформировать идеальную демократию.

22. В каких сферах жизни проявляется тенденция глобализации

Глобализация-это резко возросшее (взаимовлияние и взаимозависимость) народов и государств распространяющееся на все (сферы) общественной жизни.

Процесс глобализации связан с двумя процессами интеграции и дифференциации. Дифференциация-(французское differenciation, от латинского differentia - разность, различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени

Интеграция-(лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer - целый),

понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

Основное противоречие этих двух процессов уже заложено в самом процессе, глобализации это стремление к обособлению частей с одной стороны и стремление к объединению с другой.

Сегодня глобализация идет во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, социальной. Все сферы общественной жизни охвачены глобальными процессами

Противоречия в общественной жизни являются источником социальных проблем.

Конец века отчетливо выявил опасное несоответствие между глобальным масштабом проблем, с которыми сталкивается человечество, и ограниченными - как правило, национально-государственными - средствами и методами их решения. Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

Список опасностей и угроз, подстерегающих человечество на пороге третьего тысячелетия, можно продолжить. Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы "островного сознания". При всем желании в современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

На сегодняшний день можно выделить несколько направлений, по которым процесс глобализации развивается наиболее интенсивно. Это - мировые коммуникационные сети, информационное обеспечение, финансовые институты, средства массовой информации, международное сотрудничество в некоторых областях (например, защита прав человека или природоохранная деятельность). Из этого неполного списка ясно, что впереди работы - непочатый край. Более того, даже в вышеназванных областях, наверное, точнее говорить не о глобализации как таковой, а о создании предпосылок глобальных инфраструктур, режимов, систем, институтов.

Глобализация влечет за собой глубокую трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает ее от жесткой привязки к определенной среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий.Итак, процесс глобализации идет полным ходом. Мир меняется буквально на наших глазах. За пару десятилетий мегаобщество - довольно хаотичный набор глобальных связей, норм, установок, ценностей, моделей поведения, режимов, систем, институтов - начало приобретать реальные очертания.

И все-таки жизнь берет свое. Оставаясь частичками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ. Они осваиваются в новом вселенском социуме, где все сотворенное нами - хорошее и плохое - возвращается бумерангом.

23.) что такое геополитика

Геополитика - ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В понятие геополитика он вкладывал науку, которая в качестве географического организма видит гос-во. В широком смысле геополитика рассматривает взаимодействие политики и географического положения гос-ва. Предшественницей геополитики была географическая школа.