logo
БИЛЕТЫ!!!!!!!

Вопрос 25. Брестская церковная уния.

Руководящие круги ВКЛ после официального принятия ка­толичества на протяжении XIV — начала XVI вв. неоднократно пытались осуществить церковную унию — объединить католи­ческую и православную церкви, но безрезультатно. Вновь идея унии возникла в 70-90-е гг. XVI в.). Объединение церквей поддерживали Ватикан, католические круги Речи Посполитой, король Сигизмунд III, часть высшего православного духовенства Речи Посполитой. Сторонниками унии были некоторые магнаты, часть шляхты ВКЛ. Часть православного духо­венства Украины и Беларуси надеялась с помощью унии вывес­ти православную церковь ВКЛ из глубокого кризиса, получить политическое влияние, равное с католическим духовенством. Король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза, магнаты и шлях­та надеялись ликвидировать влияние московской патриархии и Московского государства на православное население ВКЛ. Активными сторонниками унии были иезуиты. В 1577 г. ие­зуит Петр Скарга издал трактат «О единстве церкви Божей», в котором изложил план и условия объединения православной и католической церквей.Текст проекта декларации об унии подготовили и представи­ли папе римскому епископы Шатий Потей и Кирилл Терлецкий. Акт унии был провозглашен в Ватикане (1596 г.), одобрен коро­лем Речи Посполитой и утвержден в октябре 1596 г. на Брестском церковном соборе. Православные епископы — противники унии, присутствовавшие на соборе, были лишены духовного сана. В результате появилась униатская, или греко-римская, церковь. Униаты подчинялись папе римскому приняли католические догматы, но сохранили православную обрядность. Униатские священники, в отличие от католических, могли вступать в брак и иметь семью. Широкие слои православных верующих восприняли унию враждебно. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит униатский архиепископ Иософат Кунцевич. Борьба про­тив унии на территории Украины и Беларуси приобрела нацио­нально-патриотический характер На Замойском соборе 1720 г. было принято решение о переходе униатской церкви на римско-католическую обрядность. С 1747 г. униатским священ­никам предписывалось стричь волосы, брить бороды, носить одежду по образцу польских ксендзов.С принятием Брес.унии ухудшилось положение православн.церкви.