71. Становление Советской государственности. Конституция 1918 г.
Конституция РСФСР 1918 г. Вместе с тем III Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г. поддержал большевиков. Он утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны. 10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и провозглашала пролетарский характер Советского государства. Избирательного права лишались представители бывших эксплуататорских классов, священнослужители, офицеры и агенты полиции. Вводилось преимущество рабочих по сравнению с крестьянами в нормах представительства при выборах в органы власти (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Конституция закрепила систему центральных и местных органов советской власти. Она декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов и шествий). Однако на практике это не имело реального подтверждения. Более того. Конституция 1918 г. не предусматривала возможность участия имущих классов и их партий в политической жизни. Раздел “Конструкция Советской власти” закрепил взаимоотношения органов власти и управления. В основу советского госаппарата был положен принцип демократического централизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исполнительной власти СНК законодательными полномочиями (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК - исполнительными). Реальная проблема становления Советского государства состояла в том, что Советы возникали стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный Совет входили все рабочие фабрики). Крупные Советы состояли из представителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли “совдепами” - в отличие от просто Советов. Действия Советов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы, например, не связывали себя решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью. Превращение Советов в систему государственной власти было сложной и совершенно новой задачей. Конституция, которая и должна была эту задачу решить, сумела отразить существующее противоречие и оставить открытыми пути его решения: “вся власть” принадлежит Советам, но “верховная власть” - центральным органам, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем “вопросов общегосударственного значения”. А дальше следовала ст. 50, которая предупреждала, что “сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению”. Задача превращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной власти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти статьи недаром вызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга “Вся власть Советам!”*1*. Конституция закрепила важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к национализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР. Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.
- 46. Социально-экономическое развитие страны в первой половине 19 в.
- 47. Крестьянский вопрос во внутренней политике российского правительства в первой половине 19 в.
- 48. Внешняя политика России во второй четверти - сер. 19 в. Крымская война.
- 50. Общественная мысль и общественно-политическое движение во второй четверти 19 в.
- 52. Либерально-буржуазные реформы 60 - 70-х гг. 19 в. Их экономические и социально-политические последствия.
- 53. Консервативное, либеральное и революционное течения в общественном движении России третьей четверти 19 в.
- 57. Социально-экономическое развитие пореформенной России (второй' половины 19 века)
- 59. Новые тенденции в социально-экономическом развитии России на рубеже 19-20 вв. Преобразования сю. Витте.
- 60. Внешняя политика России в конце 90-х гг. 19 в. - начале 20 в. Русско-японская война.
- 61. Россия в годы первой русской революции.
- 63. Развитие парламентаризма в России. Деятельность 1, 2, 3, 4 Государственных дум.
- 64. Столыпинские реформы.
- 65. Россия в первой мировой войне.
- 67. Февральская революция и крушение монархии в России.
- 68. Революционный кризис в России (февраль-июнь 1917 г.).
- 69. Революционный кризис в России (июль - октябрь 1917 г.). Приход большевиков к власти.
- 70. Социально-экономические и политические мероприятия Советской власти в октябре 1917 - июле 1918 гг.
- 71. Становление Советской государственности. Конституция 1918 г.
- 72. Гражданская война в России. Причины, основные события, итоги.
- 73. Социально-экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны.
- 75. Внутрипартийная борьба в 20-е гг.