2. Развитие отечественной историографии.
Введение в историографию.
Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.
Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.
Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.
В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.
Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.
Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.
В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.
С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).
Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.
- 2. Развитие отечественной историографии.
- 3. Восточные славяне: происхождение, общественный строй и хозяйство.
- 4. Древняя Русь и её соседи (IX – первая треть XIII вв.).
- 7. Социально-экономические отношения и политический строй Древней Руси (IX–XII вв.).
- 8. Политическая раздробленность. Русские земли в XII–XIII вв.
- 9. Борьба Руси с агрессией шведских и немецких феодалов в XIII в.
- 10. Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. Образование Монгольского государства. Их нравы и быт.
- 11. Русь и Золотая Орда (вторая половина XIII–XV вв.).
- 1. Битва на Калке.
- 2. Начало нашествия .
- 3.Поход на южную Русь.
- II. Влияние монголо-татарского ига на развитие русских земель.
- 12. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Куликовская битва.
- 13. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III и Василий III.
- 14. Российское государство во второй половине XVI в. Реформы Избранной Рады.
- Сельское хозяйство.
- Города и торговля.
- План ответа:
- 16. Внешняя политика России во второй половине XVI в.
- 17. Смута в Русском государстве (конец XVI – начало XVII вв.).
- I Причины
- II Повод к Смуте (субъективная причина)
- III Последствия Смуты
- 18. Внутренняя политика России при первых Романовых: политическое и социально-экономическое развитие.
- План ответа:
- План ответа:
- 23. Реформы Петра I. Государственная реформа
- 24. Внешняя политика Петра I.
- 25. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). План ответа:
- Особенности внутренней политики
- 27. Внешняя политика России при Екатерине II. Особенности внешней политики
- 28. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
- Внешняя политика
- План государственных преобразований м.М. Сперанского
- 32. Идейные течения и общественное движение в 30–50-е гг. XIX в.
- Консерватизм
- Либерализм
- Радикалы
- 33. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
- Консерваторы
- Либералы
- Радикалы
- Революционные народники
- 37. История, достижения и традиции Технологического института (1828–2009 гг.).
- 38. Рабочее движение 70–90-х гг. XIX в. Распространение марксизма в России.
- План ответа:
- Либеральное движение
- Образование партии эсеров
- Образование социал-демократической партии
- 45. Революция 1905–1907 гг.: причины, ход, итоги.
- Последствия
- 46. Внешняя политика России на рубеже XIX–XX вв.
- Основные направления внешней политики России
- Миротворческие инициативы России и Гаагская конференция 1899 года
- Русско-японская война 1904-1905 гг.
- Причины поражения России
- Образование тройственного Союза. Антанта
- I. Ряд причин,
- II. Ход событий февральской революции.
- III. Двоевластие.
- 3.1. Структура государственной власти после февральских событий 1917 года:
- Приход большевиков к власти
- Второй съезд Советов
- Утверждение власти большевистских Советов в России
- 51. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. Гражданская война и интервенция, результаты и последствия
- Причины
- Политика "военного коммунизма"
- 55. Внешняя политика Советского государства в 20–30-е гг. XX в.
- 56. Истоки и сущность сталинизма в ссср (1920–1930-е гг.).
- 57. Внешняя политика Советского Союза накануне и в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.).
- 58. Великая Отечественная война советского народа (1941–1945 гг.).
- 3 Этап.
- 59. Ссср в послевоенный период (1945–1953 гг.).
- 62.Эпоха л.И.Брежнева: от "оттепели" к "застою"
- Распад ссср. Октябрьские события 1993 года