logo
модули ответов

15. Культура России в XIV-XVI вв.

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры.

Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. В царствование Ивана Грозного был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Победе в Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В 1564-1577гг. идет переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского, отражавшая борьбу идей самодержавия и феодальной демократии. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме» (инок Филофей). В 1564 г. в Москве И. Федоровым и была издана первая русская печатная книга — «Апостол».

В конце XV - начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Итальянец А. Фиораванти строит Успенский собор (1479). 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром, начав т.н. «шатровый стиль».

Живопись второй половины XIV—XV столетия — это век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала.