logo
Posobie_po_IO_osn

3. «Оттепель» в советской культуре.

Библиографический список

Аксютпин Ю. Хрущевская «Оттепель» и общественные настро­ения в СССР в 1953-1964 гг. – М., 2004.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обще­ственного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хру­щева, Брежнева, Горбачева и Ельцина : в 4-х кн. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. – М., 2001.

Лурье Л., Малярова И. 1956. Середина века. – СПб. : Нева, 2007.

Опенкин Л.А. "Оттепель": как это было (1953-1955). – М., 1991.

Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». – М., 2002.

4. Экономические реформы второй половины 50-х начала 60-х гг.: итоги и уроки.

Библиографический список

Зеленин И.Е. Аграрная политика Хрущева и сельское хозяйс­тво страны // Отечественная история. – 2001. – № 1.

Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-1970 годов // Вопросы истории. – 2008. – №6.

Красильников Б.Н. Хрущев // Взлет и падение государства Российского. – М, 2003.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М., 1990.

Мухин Ю.И. СССР – потерянный рай. – М. : Эксмо, 2009.

Попов В.П. Большая ничья. СССР от победы до распада. – М. : НЦ ЭНАС, 2005.

Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». – М., 2002.

5. Л.И. Брежнев - лидер периода застоя или двадцатилет­ней стабильности.

Библиографический список

Геллер М., Некрич А. Истории России 1917-1995 : в 4-х т. – Т. 2. – М., 1996.

Медведев Л.И. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. – М., 1991.

Млечин Л.М. Брежнев. – М. : Проспект, 2008.

Непомнящий Н.Н. Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева. – М. : Вече, 2003.

Озерский В. Правители России. От Рюрика до Путина: история в портретах. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

Семанов С. Леонид Брежнев. – М. : Эксмо, 2005.

Тулузаков В.Ф. Российская история в лицах политиков. – Ч. 2. – Самара, 2001.

Основные понятия и термины: пя­тилетний план, культ личности, разрядка, мирное сосуществование, «хо­лодная война», мировая система социализма, идео­логизация, либераль­ный курс, демократизация общества, «от­тепель», хозрасчет, самоокупаемость.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенный период?

  2. Объясните, почему возникла «холодная война»? Каковы причины и последствия противостояния СССР и США?

  3. Определите цели и характер нового витка репрессий в послевоенный период.

  4. В чем заключалась бюрократизации партийно-государственной жизни?

  5. Почему во времена Н.С. Хрущева борьба двух тенденций - демократической и бюрократической закончилась победой последней?

  6. Какие экономические реформы проводились в послесталинский период? К каким последствиям они привели?

  7. Какие отрасли промышленности в послевоенный период восстанавливались в первую очередь? К каким проблемам это привело?

  8. Назовите основные направления аграрной политики Н.С. Хрущева. Каковы ее последствия?

  9. Определите сущность и основные черты политики «управляемой десталинизации». В чем ее противоречия?

ТЕСТЫ

1. Какое событие окончательно раскололо послевоенный мир на два лагеря?

а) политический и идейный конфликт в связи с выдвижением США плана Маршалла;

б) послание президента США Г. Трумена конгрессу, положившее в основу политики этой страны антикоммунистические цели;

в) возведение Берлинской стены и противостояние советских и американских танков в связи с этим.

2. В чем состояли основная тенденция и новизна условий внутреннего развития страны в послевоенные годы (1945 г. - начало 1953 г.)?

а) историческое содержание этого периода формулируется одним словом – восстановление страны;

б) это период “залечивания ран” страны;

в) это период включения страны в “холодную войну” и гонку вооружения.

3. Укажите главный источник быстрого восстановления хозяйства страны:

а) использование труда заключенных;

б) репарация с Германии и ее союзников;

в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей.

4. Что являлось основой культурной политики в 40-е годы?

а) подчеркнутое внимание к вопросам идеологии: укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма;

б) восстановление семилетней программы обучения детей, радиовещания страны;

в) подчеркнутое внимание к вопросам идеологии: пропаганда успехов в экономике и культуре, идеи построения коммунизма.

5. В чем суть борьбы с космополитизмом, развернувшейся в СССР после Второй мировой войны?

а) в недопущении превращения космоса в арену политической борьбы;

б) в преодолении превосходства США в области ядерных вооружений;

в) в недопущении увлечения советских людей западной культурой.