§ 1. Закавказье
К середине I тысячелетия н. э. рабовладельческие отношения в Закавказье постепенно сменяются феодальными, окончательно побеждающими в IV в. Примерно одинаковое развитие общественного строя у крупных народов Закавказья обусловливает и сходные политические формы. Характерной особенностью закавказских государств было господство монархической формы правления, республик здесь не было. Переход к феодализму обусловил и изменение идеологической основы закавказских государств: все они первоначально приняли христианство, правда, на территории современного Азербайджана под влиянием арабских завоевателей с VII в. побеждает мусульманство. Обе эти религии вполне соответствовали потребностям феодализма.
В эпоху феодализма государства Закавказья попеременно попадали под иго Византии, сасанидской Персии, Арабского халифата, тюрок-сельджуков и, наконец, монголов. В борьбе против иноземных захватчиков народы Закавказья часто объединялись и совместно защищали свою независимость. Интересы сохранения национальной самостоятельности и успешной борьбы против иностранньк захватчиков обусловили установление постоянных военных, политических, культурных и других связей закавказских народов. Созданные ими феодальные государства и развитая для своего времени правовая система активно воздействовали на феодальную общественную жизнь и способствовали формированию передовой для своего времени культуры.
К началу периода в Закавказье существуют сложившиеся еще в рабовладельческую эпоху государства, наиболее крупными из которых были Лазика (Эгриси), Картли (Иберия), Армения, Албания.
В IV в. Эгрисское государство достигает своего наивысшего могущества, оно подчиняет соседние народы. Царь Эгрисского государства имеет своих вассалов, которые являются правителями подвластных ему областей. В результате обострения взаимоотношений с Византией, а также усиления распрей внутри страны между крупными феодалами могущество Эгрисского государства в последней четверти V в. постепенно ослабевает.
С III в. Закавказье становится ареной ожесточенной борьбы между Персией и Римом. По договору 298 г. с Римом Персия признала римское господство над Арменией и Иберией, но фактически как Иберийское, так и Армянское государства остались самостоятельными политическими единицами.
Во второй половине V в. Персия ведет активную агрессивную политику против закавказских государств, в результате чего в 428 г. в Армении, в 510 г. в Албании, в первой четверти VI в. в Иберии упраздняется национальная царская власть. После военно-административной реорганизации Персии Иберия, Армения и Албания становятся составной частью кавказского края (Кустака). Управление отдельными районами Закавказья осуществляли назначенные персами правители (марзпаны), которые в свою очередь подчинялись начальнику Кустака.
В результате освободительной борьбы закавказских народов против захватчиков в последней четверти VI в. персы оказались изгнанными из Иберии. Однако уже спустя некоторое время появились новые агрессоры. В VII в. в Закавказье распространяется господство Арабского халифата. Захваченными странами управляли назначенные арабами высшие чиновники — эмиры, которым подчинялись местные правители.
В процессе борьбы против Арабского халифата в конце VIII и в начале IX в. в Восточной Грузии формируются самостоятельные политические образования (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети), а в результате борьбы против византийцев происходит объединение Эгрисского и Абхазского царств, создается крупное политическое объединение — Эгрисско-Абхазское государство.
С Х в. после изгнания из страны иностранных поработителей начинается политическое объединение грузинских царств в одно централизованное государство. Основателем сильной централизованной монархии является царь Давид Строитель (1089 — 1125). Объединенное феодальное грузинское государство наивысшего своего развития достигло в царствование Георгия III и его дочери Тамары.
Феодальные государства на территории Грузии.Переход к феодализму опирался на развитие новых производительных сил. Новые производственные отношения определяли и новую классовую структуру. В Грузии, как и во всех феодальных государствах, складывалась сложная сословная структура. Господствующий класс подразделялся на целую серию сословных групп в зависимости от положения того или иного феодала. Эксплуатируемые классы тоже были неоднородны. Существовали и промежуточные социальные группы.
В IV — V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находились под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли городское население, которое объединялось в корпорации купцов и ремесленников.
Грузинские государства возглавлялись царями, выполнявшими законодательные, административные и судебные функции. Они стояли во главе военной организации. В пору господства иноземных захватчиков царская власть теряла силу. Однако при восстановлении независимости Грузии во главе государства вновь становился царь, традиции монархизма были сильны и в господствующем классе, и в народе.
В XI — XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, формируется единое, сильное централизованное государство. Политическое объединение страны ставит неотложные задачи реорганизации государственной власти. Они оказываются успешно разрешенными царем объединенного грузинского государства Давидом Строителем. Давид за короткое время создал стройную систему государственной власти и управления.
Сильная власть грузинских царей не исключала необходимости советоваться с верхушкой феодалов. При Давиде Строителе и царице Тамаре идет определенная борьба между монархом и государственным советом (Дарбази), последний старается добиться решающего влияния в управлении. Эта борьба заканчивается компромиссом: сильная царская власть уживается с достаточно сильной властью Дарбази.
Дарбази был громоздкой коллегией. Оперативным органом центрального управления выступал совет везирей (Савазиро, малый совет). Этот совет возник после политического объединения страны в XII в.
Термин «везир» до Георгия III (1156 — 1184 г.) в источниках не встречается. Должность везира, как правило, занимали крупные феодалы, хотя известно, что при царице Тамаре должность министра финансов занимал не принадлежавший по происхождению к высшему социальному слою Кутлу Арслан.
Савазиро состоял из 6 везиров во главе с великим канцлером (первым везиром). При Давиде Строителе первым везиром был назначен митрополит. Тем самым была совмещена духовная и светская власть.
Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал вооруженными силами, другой — казначейством. Вместе с тем, здесь видны отчетливые следы дворцово-вотчинной системы: один из везирей ведал воспитанием наследника, занимался дворцовым хозяйством и т. д.
Грузинское государство было разделено на две категории административных единиц: более крупные и более мелкие. Во главе их стояли соответствующие должностные лица.
В феодальной Грузии осуществлялось светское и церковное правосудие. Как и во всех феодальных государствах, суд не был отделен от администрации. В силу этого царь, государственный совет, первый везир выполняли и судебные функции, судили и местные администраторы.
Аналогично строился и суд церковный, к ведению которого относились дела духовенства, семейные и некоторые другие.
Армянские государства.Так называемая Великая Армения в IV в. была разделена между Персией и Византией, а с VII в. вошла в состав Арабского халифата. Господство арабов продолжается до второй половины DCв. Ослабленный внешними и внутренними противоречиями Арабский халифат вынужден был допустить к управлению местных вождей. Так, он назначает правителем Армении Ашота Баг-ратуни, которому удалось восстановить национальное Армянское государство, вскоре признанное Византийской империей и Халифатом.
Однако с первой четверти Х в. начинается политическая децентрализация государства Багратидов, и оно распадается на мелкие политические единицы, большинство которых оказалось вассалами анийских Багратидов. В середине XI в. Анийское государство пало, и Византия назначает в Армению своего правителя.
К концу первой половины XI в. с Востока появился новый враг в лице тюрок-сельджуков. Во второй половине XII в. они полностью разрушили Армянское государство. В середине XIII в. вся Армения попала под иго монголов.
С XI в. начинается переселение армян из Центральной Армении в Киликию, расположенную в Восточном Средиземноморье и заселенную в те времена греками, арабами и сирийцами. В борьбе против Византии в 1080 г. сформировалось Киликийское армянское государство Рубенидов (1080 — 1375 г.), настолько затем укрепившееся, что его признали европейские державы. В 1253 г. Киликийское армянское государство заключило мир с монголами, что спасло страну от их опустошительных нашествий. В последней четверти XIV в., в условиях обострения противоречий с соседними странами, особенно с Египтом, Киликийское армянское государство пало.
Переход к феодализму в Армении, подобно другим странам, означал установление феодальной иерархии (нахарарского строя). Феодалом становится и церковь.
Государственный строй на территории Армении претерпел в течение периода заметные изменения, зависящие от соотношения внешних и внутренних факторов. Раздел Великой Армении между ее агрессивными соседями привел вскоре к ликвидации царской власти в западной части страны, а в V в. — ив восточной. Византия, Персия, а затем и Халифат заменили власть армянских царей властью своих чиновников — марзпанов, эмиров и пр. Восстановление суверенитета Армянского государства в Х в. сопровождалось возникновением новой династии. Багратиды были типичными восточными монархами, выполнявшими законодательные, административные и судебные функции. В центральном государственном аппарате существовали должностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления — военным делом, внешними сношениями, судом и т. д. Восстановление армянской государственности облегчалось тем, что захватчики, начиная с персов, широко использовали армянскую аристократию — нахараров — для управления страной. Сложились целые нахарарские династии, служившие персам в качестве военачальников-спарапетов, марзпанов и других должностных лиц.* Армянских нахараров использовали и арабы. В Армении, как и в грузинских государствах, суд не был отделен от администрации. Это касалось как светской, так и духовной юстиции.
* См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX — XI вв. М„ 1988. С. 12—20.
Что касается Киликии, то для нее было характерно отсутствие принципа наследования государственных должностей. Вседолжностные лица назначались верховной властью, царем из династии Рубенидов. Наиболее влиятельным должностным лицом был регент, нередко и руководивший всем государством. Важную роль в управлении играл государственный секретарь. Армией командовал гунстабль, должность которого была аналогична должности спарапета.
В Киликии был создан крупнейший памятник армянского феодального права — Судебник Смбата Спарапета.
Государства Западного Прикаспия.Победа феодализма в Албании с неизбежностью привела и к установлению раздробленности. Это облегчило завоевание азербайджанских земель Сасанидской Персией, подчинившей себе, но не уничтожившей Мелкие княжества.
В ходе освобождения от арабского завоевания выдвигается крупное азербайджанское государство — Ширван. Кроме него в Прикаспии оформляются Шекинское, Ганджинское и Дербентское ханства. Однако в XI в. азербайджанские земли захватываются сельджуками, а потом Давид Строитель включает Азербайджан и Южный Дагестан в состав Грузинского государства.
Общественный строй феодального Азербайджана несколько отличался от строя его западных соседей. Здесь под влиянием завоевателей определенное развитие получило кочевое хозяйство.
Введение мусульманства привело к специфическим формам феодального землевладения, в том числе к созданию вакуфов — земель, доходы с которых по идее должны были использоваться на просветительные и благотворительные цели. Городское население находилось в такой же феодальной зависимости, как и сельское.
Государственный строй Албании в пору ее независимости характеризовался наличием сильной монархической власти. Царь управлял с помощью достаточно развитого чиновничьего аппарата, на который большое влияние оказывала христианская церковь. Исламизация Азербайджана в пору арабского завоевания повлекла за собой и изменения государственных форм в сторону введения институтов, характерных для мусульманского мира. Ширван был уже вполне мусульманским государством. В мусульманских азербайджанских государствах не только органы власти и управления, но и суд отличались от христианских образцов. В частности, здесь имелись специальные судьи-казии, хотя и другие должностные лица обладали судебными правомочиями.
Правовые системы Закавказья.Право, действовавшее на территории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социальных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, которые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.
Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодательные акты царей, а также договоры между ними. Источниками канонического права выступали акты, воспринятые из Византии (например, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате которой была создана «Книга законов».
В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась правовая система, основанная на шариате. Среди источников мусульманского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну («Священное предание», составленное из дополнительных хадисов, т. е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).
Все названные и другие источники дают определенное представление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.
Гражданское правохарактеризуется серьезным развитием его основных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульманском праве широко трактуются вопросы собственности, в особенности относящиеся к феодальному землевладению, формы которого различались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земельной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевладение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникновения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения зависел даже от того, кто был наследодателем — отец или мать собственника.
Источниками обязательств служили как договоры, так и деликты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, поклажа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т. д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закавказских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии свидетелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и неимущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушителем причиненного ущерба.
Семейное правов наибольшей степени зависело от принадлежности человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный возраст для девушек вместо 8 лет — 12.
Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брачный возраст для жениха 14 лет, а для невесты — 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т. д. Жених обязывался принести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он получал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущество). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разрешалось многоженство.
Уголовное правозакавказских государств характеризуется достаточной для своего времени разработанностью основных понятий Общей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятельства и пр.).
Преступление определяется как противозаконное, опасное для государства и царской семьи действие, поэтому целью наказания является устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кровная месть, наказание применяется лишь государством.
Самым тяжким считается преступление против государства и религии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т. д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство феодального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т. д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды преступления, в частности преступление против личности (убийство, ранение, оскорбление, половые преступления и т. д.).
Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (повешение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (бичевание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тюремное заключение и т. д.
Процессуальное правоне знало еще разграничения между уголовным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основные формы процесса — состязательный и инквизиционный. При рассмотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследования воров и их наказания учредил специальное следственно-розыскное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воровстве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами служили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.
- Часть I
- Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
- § 1. Государство и право Урарту (IX — VI вв. До н.Э.)
- § 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. До н. Э. — IV в. Н.Э.)
- § 3. Государственные образования в Причерноморье (viIв. До н.Э. — IV в. Н.Э.)
- Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало хш в.)
- § 1. Закавказье
- § 2. Средняя Азия
- Глава 3. Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
- Глава 4. Древнерусское государство и право (IX—хп вв.)
- § 1. Возникновение Древнерусского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Правовая система
- Глава 5. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (хп — XIV вв.)
- § 1. Владимиро-Суздальское княжество
- § 2. Новгородская и Псковская феодальные республики
- § 3. Галицко-Волынское княжество
- Глава 6. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (хiii—XV вв.)
- § 1. Возникновение империи Чингиз-хана
- § 2. Государство Чагатая
- § 3. Государство Хулагидов
- § 4. Золотая Орда
- Глава 7. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV — начало XVI в.)
- § 1. Предпосылки образования
- § 2. Формирование Русского централизованного многонационального государства
- § 3. Общественный строй
- § 4. Политический строй
- § 5. Право
- Глава 8. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина viIв.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Государственный строй
- § 3. Развитие права
- Глава 9. Великое княжество Литовское (хш в. —1569 г.)
- § 1. Образование и развитие Великого княжества Литовского
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 10. Общественно-политический строй и право Украины (середина XVII — хviii в.)
- § 1. Общественно-политический строй Украины накануне освободительной войны 1648 —1654 гг.
- § 2. Народно-освободительная война и борьба за создание Украинского государства
- § 3. Воссоединение Украины с Россией
- § 4. Государственный строй Украины во второй половине xviIи XVIII в.
- § 5. Право Украины
- Глава 11. Государство и право Молдавии (XIV — начало XIX в.)
- § 1. Образование Молдавского государства и основные этапы его истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права
- Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — xviiIвв.)
- § 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике
- § 2. Государство и право Ливонии (хш — середина XVI в.)
- § 3. Курляндское герцогство
- Глава 13. Закавказские и среднеазиатские государства (XIV — середина XIX в.)
- § 1. Закавказские государства
- § 2. Среднеазиатские государства
- Глава 14. Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.)
- § 1. Образование Казахских ханств
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 15. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII — XVIII в.)
- § 1. Переход к абсолютизму в России
- § 2. Развитие общественного строя
- § 3. Политический строй
- § 4. Правовая система
- Глава 16. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
- § 1. Развитие общественного строя
- § 2. Развитие формы государственного единства
- § 3. Изменения в государственном механизме
- § 4. Систематизация российского законодательства
- Глава 17. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.)
- § 1. Отмена крепостного права
- § 2. Изменения в общественном строе
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные моменты развития права
- Глава 18. Государство и право в период первой российской революции и после нее
- § 1. Первая российская революция и ее последствия
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 19. Государство и право России в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Изменения в государственном аппарате
- § 3. Право
- Глава 20. Государство и право в период Февральской революции (февраль — октябрь 1917 г.)
- § 1. Государственный строй
- § 2. Право
- § 3. Возрождение Советов