Культура Казахского ханства в XV – XVII вв. Изменения в развитии материальной культуры
В XV—XVII вв. кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походах и сражениях.
Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, главным образом из березы, в частности арбы, тахты и посуду; продавали пушнину, меховые шубы и шапки.
В обмен скотоводы получали разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного производства и металлического, готовые изделия из тканей и кожи - халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое.
Оседло-земледельческое население городов и оазисов Туркестана, смешанное в этническом отношении, находилось в постоянном хозяйственно-культурном взаимодействии со скотоводческим населением степи.
В городах часто жили ханы со своим двором и войском, особенно после вхождения территории Туркестана в состав Казахского ханства.
Во второй половине XV—XVII вв., в эпоху Казахского ханства, в Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. На правобережье Сырдарьи и ее притоков это были расположены Ясы (Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу - Аркук, Узгенд, Аккурган, Куджан, на северных склонах Каратау - Сузак, Кумкент и др.
В хозяйственной жизни городского населения как крупных, так и мелких городов, большую роль играли занятия сельским трудом. Полуаграрный характер городов отмечают исследователи по археологическим материалам и по данным письменных источников. Города были окружены садами и огородами, бахчами и виноградниками, полями и пастбищами. Земледелием и животноводством занимались не только жители ближних и дальних селений, но и сами горожане. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции.
В XV—XVII вв. закрепились основные особенности материальной и духовной культуры казахов - в типах жилья, его убранстве и утвари, в одежде и пище, в обрядах и обычаях, в художественных промыслах и устном народном творчестве. В них органически были восприняты культурные ценности предшествующих племен и народностей, обитавших на территории Казахстана.
- Культура племен и народностей Казахстана в раннем средневековье Развитие материальной культуры
- Развитие духовной культуры
- Культура Казахстана в XIV – XV вв. Материальная культура
- Духовная культура
- Культура Казахского ханства в XV – XVII вв. Изменения в развитии материальной культуры
- Традиции, обычаи и обряды казахов
- Городская культура Города и поселения в XIII — первой половине XV в.