Туркестанское генерал-губернаторство
В 50-е годы XIX в. Россия предприняла шаги для проникновения на территорию Средней Азии. В 60-е годы часть территории Средней Азии было присоединена к России. Из завоеванных территорий было создано Туркестанское генерал-губернаторство. В августе 1865 года было утверждено временное положение об управлении Туркестанской областью, согласно которому областью управлял генерал-губернатор через начальников отделов (флангов).
В 1886 году в связи с окончательным завоеванием Средней Азии было введено новое положение об управлении Туркестаном. Авторы положения исходили из того, что край достаточно обрусел и может управлять на основе общеимперского законодательства при сохранении для коренного населения отдельных традиционных учреждений.
Положением 1886 г. оседлое население в уезде разделилось на волости, а волости на сельское общество (аксакальства). Волостные правители и сельские старейшины назначались по выбору населения на три года. К концу XIX в. в Туркестане были введены выборные волостные органы для кочевого населения. Однако для кочевого и оседлого населения были сохранены народные суды, судившие на основе местных обычаев, а фактически на основе шариата. В итоге это привело к тому, что русская администрация полностью утратила контроль над деятельностью народных судов.
Помимо народных судов в независимом положении от российской администрации оставалась конфессиональная мусульманская школа и мусульманское духовенство. Предоставление широких полномочий со стороны России обусловлено отдаленностью края, невозможностью установить реальный контроль.
К концу XIX в. задачи изменились, началось активное экономическое освоение края. К началу XX в. увеличилась численность русского населения (вследствие столыпинского закона 9 ноября 1906 г. о разрешении выходить из общины на хутор и отруба русскому крестьянству), т. е. увеличение численности русского населения в регионах и смягчение за счет свободных земель края проблемы аграрной перенаселенности в Европейской России .
Следствием столыпинской реформы стало недовольство коренного населения края политикой российского правительства, сократившей земли коренного населения края за счет передачи ее переселенцам.
К началу Первой Мировой войны никаких изменений в Туркестане не произошло. Среднеазиатские окраины считались самыми спокойными в крае.
Кавказ
В целом управление на Кавказе в первой четверти XIX в. основывалось на принципе отстранения большинства местных дворян от управления и усиления российской администрации. Но вскоре под влиянием военных действий, жалоб местного дворянства самодержавие вынуждено было пойти на введение некоторой самостоятельности кавказской администрации и возможности участия местного дворянства в управлении.
В 1844 году на Кавказе было учреждено наместничество. Первым наместником Кавказа стал М.С. Воронцов. Наместнику подчинялись начальники округов — жандармского и путей сообщения. Каждую губернию возглавлял военный губернатор. В губерниях существовали губернские правления и губернские суды, были учреждены казенные палаты и палаты государственных имуществ. В уездах полицейскими, хозяйственными и судебными делами ведал уездный начальник.
Пользуясь распоряжением Николая II, М.С. Воронцову удалось свести к минимуму влияние министерств на кавказские дела. Никакие распоряжения министров, имеющие силы для всей страны, не допускались к применению на Кавказе без предварительного согласия М.С. Воронцова. Ему удалось найти быстрое взаимопонимание с местной знатью. По инициативе М.С. Воронцова на Кавказе стали быстро развиваться торговля и промышленность, был образован особый кавказский учебный округ и открыто 5 гимназий и 21 учебное училище, первая публичная библиотека. В Тифлисе был открыт театр].
Особенно усилился аппарат наместничества при наместнике князе А.И. Барятинском. Но это продолжалось недолго. После прекращения военных действий на Кавказе начинается процесс ограничения кавказской администрации. Наместник фактически превратился в командующего войсками Кавказского военного округа, а Гражданское управление было передано Главному управлению наместника.
В судебной системе российскому правительству пришлось сохранить особый суд, куда входили выборные представители горских народов. Но уже в 1864 г. на территории Кавказа были распространены судебная реформа, а также городская реформа 1870 г. Отмена крепостного права на Кавказе была проведена в 1864—1874 гг., но положение крестьян на Кавказе было хуже, чем положение крестьян внутренних губерний России. В 1883 г. наместничество на Кавказе было упразднено, а главой всей кавказской администрации стал главнокомандующий гражданской части на Кавказе. С упразднением наместничества происходит отрыв Кавказа от империи (в связи с революционными событиями в марте 1905 г. наместничество было вновь восстановлено). Полномочия наместника были достаточно широкими, он обладал правом решать все вопросы, которые не требуют издания законов.
Новый наместник И.И. Воронцов-Дашков понимал, что управление Кавказа из центра без учета потребностей местного населения невозможно, но центр поставил перед ним задачу: слияние кавказской окраины с империей. Поставленную перед собой задачу Воронцов-Дашков собирался решать во-первых, за счет колонизации края, во-вторых, посредством поддержки отдельных народов, населяющих Кавказ. Второму пути Воронцов-Дашков придавал большое значение, обращая особое внимание на поддержку армян. По мнению наместника, присутствие местного населения в администрации облегчало решение многих вопросов: знание условий края, бытовые условия, знание местных языков .
Накануне Первой Мировой войны кавказский край состоял из двух частей: Северного Кавказа и Закавказья. Северный Кавказ в административном отношении был разделен на Терскую и Кубанскую области, а Закавказье на 6 губерний, 3 областей и 2 округа. Губернии делились на области, а области на отделы и округа .
Сибирь
Со стороны российского правительства местная администрация была наделена широкими правами. Большими полномочиями были наделены крестьянские начальники. 8 июня 1898 г. был издан закон, получивший название «Временного положения о крестьянских начальниках». 8 статья закона предоставляла крестьянским начальникам все те административно-полицейские права, которыми ранее обладали в отношении коренных жителей чины земской полиции. В то же время права крестьянских начальников относительно аборигенов по сравнению с чинами земской полиции были значительно расширены.
В подчинении крестьянских начальников находились должностные лица всех категорий сельского управления. Однако все эти административные преобразования были направлены в первую очередь на увеличение полицейской опеки над народами Сибири и их скорейшую русификацию.
Следствием расширения полномочий крестьянских начальников стало злоупотребление властью. С целью пресечения злоупотреблений крестьянских начальников местная администрация стала часто перемещать их внутри уездов и губерний. Случаи длительного пребывания крестьянских начальников на одном месте были, как правило, исключением.
Дальнейшими действиями российского правительства, направленными на русификацию края, было введение паспорта у народов Сибири. При отлучке от постоянного места жительства аборигены были обязаны иметь паспорт. У оседлых аборигенов местом постоянного жительства считалось общество или волость, к которой они были приписаны, у кочевников — район перекочевок. Длительное пребывание в городе с торговыми и иными целями разрешалось только по паспорту. При нарушении паспортного режима предусматривалась административная высылка на семидневный срок. Срок действия паспорта ограничивался одним годом, его продление оговаривалось согласием общества или инородческого начальника, ответственного за поступление податных сборов.
Таким образом, введение паспортной системы способствовало усилению полицейской опеки и русификации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что политика российского правительства в национальных окраинах была направлена на слияние их во всех сферах с империей. Идея слияния с Россией не была поддержана широкими слоями населения, особенно Прибалтикой, Польшей, Финляндией, что в дальнейшем привело к усилению движения, к отрыву от России внутри правящей элиты, которая в принципе относилась лояльно к политике Российской империи.
В отношении среднеазиатских окраин и Кавказа при политике унификации также не учитывались традиции местного населения.