logo
file-1516

35. Российская Федерация 1990-е – 2000-е гг

Экономическое и политическое развитие. Октябрьский путч 1993 г .

  28 октября 1991 г . Б. Ельцин выступил на V Съезде народных депутатов с программой радикальных экономически?: преобразований, в основе которой лежали методы «шоковой терапии», разработанной Е. Гайдаром. Программа реформ предусматривала скорейшее введение свободных цен на товары, либерализацию внутренней и внешней торговли, широкую приватизацию, сокращение расходов на социальную сферу. Целью реформ было формирование слоя частных собственников и повышение эффективности производства, создание рыночной экономики и демократического общества. Первыми «результатами» реформ стал рост цен, еще большее снижение доходов населения, обесценивание вкладов в сберегательных кассах, снижение курса рубля. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Летом 1992 г . была проведена чековая (ваучерная) приватизация, не давшая ожидаемого результата. Продолжение «шоковой терапии» привело к обнищанию населения, разорению предприятий легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственного комплекса. Радикальные реформы вызвали недовольство населения и широкую оппозицию в Верховном Совете.

Серьезный конфликт между исполнительной и законодательной властью привел к новому политическому кризису и октябрьскому путчу 1993 г . Президент объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Верховный Совет отказался подчиняться, приведя к присяге в качестве главы государства А. Руцкого. Использование в решающий момент армии позволило Б. Ельцину подавить путч (4-5 октября 1993 г .). Используя сложившуюся ситуацию, он ликвидировал систему Советов народных депутатов. Страна старта президентской республикой, что было закреплено в новой Конституции 1993 г ., согласно которой главой государства и главой исполнительной власти являлся Президент, наделенный широкими полномочиями (в том числе правом роспуска Госдумы). Высшая законодательная власть находится у Федерального Собрания (парламента РФ), состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы. Высшая судебная власть сосредоточена в руках Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов. На президентских выборах 1996 г . Б. Ельцин был переизбран на второй срок, однако его дальнейшее правление не привело к изменениям в экономической и социальной сферах. Чеченская война (1994-1996) также не способствовала стабилизации общества Рост недовольства политикой Б. Ельцина привел к его отставке 31 декабря 1999 г .

 

Внешняя политика

 

Во внешнеполитической деятельности этого периода существовали два приоритетных направления - дальнейшее налаживание сотрудничества с Западом, особенно с США, и построение отношений с новыми независимыми государствами ближнего зарубежья. В 1992 г . в Ташкенте между странами СНГ был подписал Договор о коллективной безопасности. В 1992-1993 гг. Вооруженные силы РФ, выступая под эгидой СНГ, взяли на себя функции урегулирования межнациональных и межэтнических конфликтов в Приднестровье, Таджикистане, в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах. В 1996 г . был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г . - Договор о дружбе, союзничества и партнерстве с Украиной. К 1999 1. было подписано более 800 межгосударственных документов о сотрудничестве, принятых участниками СНГ.

В отношениях с западными державами важным шагом стало подписание 1 февраля 1992 г . в Кемп-Дэвиде американо-россий­ской Декларации об окончании «холодной войны». 3 января 1993 г . был подписан новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым произошло сокращение ядреных потенциалов на 2/3. Одной из неразрешенных проблем стала проблема островов Курильской гряды, что существенно осложняло отношения с Японией.

31 декабря 1999 г . президент Ельцин объявил о сложении президентских полномочий. В соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента должен был стать глава Кабинета Министров - В. Путин. 25 января он стал председателем Совета СНГ. 26 марта 2000 г ., набрав 52% голосов, В. Путин стал Президентом РФ. Пост премьер-министра занял М. Касьянов.

Обстановка деидеологизации, разгосударствления и демилитаризации, постоянных политических и экономических кризисов способствовала победе лидера, олицетворявшего сильную военную власть. Умело проведенная предвыборная кампания В. Путина с акцентированием внимания на имидже нового преемника власти, обещании продолжить рыночные либеральные реформы, решить кавказскую проблему по разгрому чеченских террористов, отмежевании от коммунистов - все эти факторы способствовали его победе в выборах.

  Реорганизация системы государственного управления

  С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г- J стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Значительно облегчить проведение новых законопроектов позволили очередные выборы в Государственную Думу, в которой большинство участников были лояльны президенту (фракции «Единство» и «Народный депутат»). Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов. Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ.

В 2000 г . была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г . являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г . были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г .). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г . постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных. В 2003 г . вышел Указ о создании судов присяжных в Москве.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В ходе второй чеченской войны (1999-2003) удалось езять под контроль важнейшие населенные пункты Чеченской республики, разбить крупные сепаратистские объединения (февраль 2000 г .). Однако дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г . правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г .) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

  Социально-экономические изменения. Финансовая политика

  Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социатьной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Правительством предприняты шаги по разработке проектов по установлению контроля над теневой экономикой, частичном)' перераспределению крупной

собственности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству. Однако сохранялось низкое благосостояние 90% населения страны, в особенности работников бюджетных сфер регионов.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Правительству удалось летом 2000 г . провести через Думу проект, предусматривавший установление единой ставки подоходного налога. 1 января 2001 г . был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В целом меры по финансовой стабилизации позволили добиться сокращения бюджетного дефицита - в 2001 г . впервые был принят бездефицитный бюджет.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.). Продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.). Однако, несмотря на достигнутые результаты, правительство не смогло полностью решить накопившиеся проблемы - не был преодолен спад промышленного производства, не проведена назревшая реформа сельского хозяйства.

  Внешняя политика

  Важнейшей задачей остается укрепление международной позиции России и сотрудничество с бывшими союзными республиками. В 2000 г . была принята новая концепция внешней политики РФ, приоритетом которой стала защита международных интересов России и ее граждан.

События 11 сентября 2001 г . в США, когда был совершен крупнейший в истории террористический акт, способствовали изменению внешнеполитических отношений России и Запада. Объединение против «общего врага» - терроризма, ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме (2001), сокращение ядерного оружия, а также личный авторитет В. Путина стали началом нового российско-американского сотрудничества. Временные охлаждения этих двусторонних отношении (особенно после выступления России против англо-американского вторжения в Ирак, 2003 г .) не приводили к серьезным противоречиям в политико-экономическом сотрудничестве США и России.

Интенсивно развивались отношения России с Европой, чему способствовал ряд факторов, важнейшими из которых была поддержка концепции объединения Европы и отказ России от противостояния расширению НАТО на Восток (принятие в НАТО бывших социалистически стран - Польши, Венгрии, Чехии и прибалтийских государств). России поддержала европейскую концепцию «биполярного мира». В современной геополитике концепция «биполярного мира» представляет собой идею баланса мировых политических сил с целью сохранения независимости и безопасности путем отказа от мировой гегемонии одной из держав (США) и противопоставления ему второго полюса - единой Европы (во время «холодной войны» было два мировых политических полюса советский и капиталистический лагерь). Повышение авторитета России на мировой арене позволило правительству развернуть активное сотрудничество со странами «Большой семерки» (7+1), принимать участие в работе ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Характерно, что в отличие от предшествовавших периодов важную роль в налаживании международных отношений России сыграла личность самого президента В. Путина, содействовавшего позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Отношения с бывшими союзными республиками были обусловлены экономическим сотрудничеством и решением проблем русскоязычного населения этих республик. Продолжилось укрепление союза с Белоруссией. В апреле 2003 г . были подписаны Омские торговые соглашения с Казахстаном. Регулярно проводились саммиты Европейско-Азиатского экономического сообщества с целью налаживания экономического взаимодействия России с государствами Средней Азии. Регулярно проводились совещания «союза четверки» (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан). С целью стабилизации ситуации на Кавказе проведены Сочинские переговоры между руководителями Грузии, России и Абхазии. Благодаря подготовке к вступлению прибалтийских государств в НАТО России удалось добиться решения Калининградской проблемы.