logo
КУЛЬТУРОГИЯ 2016

1 Семь чудес света

Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

Число их определялось магией цифры семь, ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и, главное, устойчивостью традиций. Когда примерно в третьем веке до нашей эры кто-то провозгласил именно это семицветие эталоном чудес, часть человечества, обитающая вокруг Средиземного моря, подчинилось авторитету, и лишь некоторые местные патриоты, не оспаривая самого принципа, старались внести поправки в частности.

Через тысячу лет после падения Рима, когда вновь у людей возродился интерес к происходящему за пределами их маленького мирка, о чудесах света вспоминали, и сила античного авторитета была такова, что упомянутые семь чудес воспринимали уже как незыблемое целое.

Примерно в III веке до н.э. сформировался классический список из семи чудес света:

- Пирамида Хеопса (Гиза, 2550 г. до н. э.),

- Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.),

- Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г. до н. э.),

- Храм Артемиды в Эфесе (Эфес, 550 г. до н. э.),

- Мавзолей в Галикарнасе (Галикарнас, 351 г. до н. э.),

- Колосс Родосский (Родос, между 292 и 280 гг. до н. э.),

- Александрийский маяк (Александрия, III век до н. э.).