Средневековый Китай
-- 1279 г. – завершение длившегося почти 70 лет монгольского Китая
-- 1368 г. – свержение монгольского ига в Китае.
-
Население Китая и его основные занятия. Китайская цивилизация возникла еще в древности. Основным занятием китайцев в средневековье оставалось земледелие. Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Для его выращивания требовалось много воды, и китайские земледельцы умело отводили воду из рек на поля, задерживали ее там. При хорошем уходе рис давал два-три урожая в год. Крестьяне выращивали и пшеницу, просо, чайные кусты, разводили шелковичных червей и получали шелковые нити.
Из этих нитей ремесленники изготавливали тончайшие шелковые ткани, которые высоко ценились в любой стране мира. Китайцы много веков хранили секрет производства шелка. А торговля шелком приносила Китаю огромные доходы. Высоко ценилась и китайская посуда из фарфора. Купцы из многих стран прибывали за китайским чаем. В других странах шелк, фарфор, чай, бумага из Китая стоили очень дорого, а сам Китай казался страной сказочных богатств.
В средние века Китай был самым крупным государством мира по численности населения. В ХI в. в нем жило более 100 млн. человек. Многолюдными были китайские города, в некоторых из них проживало по одному-двум миллионам человек. В Европе, для сравнения, население городов составляло несколько тысяч человек, очень редко превышало 100 тысяч.
-
Китайское общество и государство. Китайское государство в средние века было монархией во главе с императором, который обладал неограниченной властью. Он издавал законы, любое его приказание следовало немедленно выполнять. Огромной страной со стомиллионным населением император управлял с помощью подчиненных ему многочисленных чиновников. Чиновники распоряжались в Китае всеми делами: собирали налоги, творили суд, набирали войско, следили за строгим соблюдением обычаев, организовывали людей на общественные работы (постройку укреплений, дорог, каналов, мостов), устанавливали цены на товары, выдавали разрешения на право торговать и перевозить товары и т.д. Кроме того, в Китае были специальные чиновники (их называли инспекторами), которые контролировали работу всех других чиновников. Инспекторы следили за тем, как чиновники исполняют свои обязанности, не берут ли они взятки, не присваивают ли себе часть собранных налогов и т.д. Инспекторы докладывали обо всем этом самому императору и подчинялись только ему одному.
Чиновников в Китае было так много, что китайцы горько шутили: «У нас на 10 овец – 9 пастухов». Все чиновники в Китае были разделены на 9 рангов. От того, к какому рангу принадлежал чиновник зависели размер его жалованья, количество положенной ему земли и зависимых крестьян, размеры его дома и даже форма одежды. Для того, чтобы стать чиновником, преданности и желания услужить императору было недостаточно. Стать чиновником или получить более высокую должность можно было только сдав экзамены. Подготовка к экзаменам требовала много времени и денег на книги и учителей. Это могли позволить себе только богатые люди. Чиновников в Китае называли «учеными».
Большую часть населения составляли крестьяне и жители городов – те, кто собственным трудом добывал себе средства к существованию. Все трудящееся население Китая разделялось на «добрый» и «подлый» народ. К «доброму» народу относились все те, кто платил государству налоги: крестьяне, ремесленники, торговцы. А те, кто не в состоянии был их платить (слуги, рабы) относились к «подлому» народу.
-
Религии средневекового Китая. Еще с древних времен китайские императоры поддерживали конфуцианство. В средние века это была государственная религия. Обряды этой религии совершали государственные чиновники. Они учили китайцев верить в то, что император является «сыном неба», то есть он один является посредником между небом и всем населением «Поднебесной» (так китайцы называли свою империю).
Чиновники требовали от китайцев жить по правилам, установленным Конфуцием. Главное из них: младший в семье должен во всем подчиняться старшему, трудящиеся люди -- чиновникам, чиновник низшего ранга должен подчиняться вышестоящему чиновнику высшего ранга. Такие порядки в обществе, где один человек подчиняется другому, император Китая и его чиновники считали самыми лучшими в мире. Всех тех, кто не жил по этим правилам и не признавал императора Китая владыкой над всеми людьми, китайцы называли «варварами».
С древности одной из религий Китая был даосизм. В нем сохранялись древние китайские верования во множество духов, богов, в драконов. Приверженцы верили, что человек может стать бессмертным через специальные гимнастические упражнения, особенное питание. Они пытались изобрести «эликсир бессмертия». Это лекарство для бессмертия так и не было создано, зато было изобретено много лекарств от разных болезней.
В средние века в Китае широко распространился буддизм. Но этот буддизм уже сильно отличался от учения Будды. Появилось много роскошных храмов, священников и монахов. Будда считался уже не просто учителем, а богом. В храмах было множество изображений Будды.
Большинство китайцев были поклонниками всех трех религий: конфуцианства, даосизма, буддизма. В Китае не было такой вражды из-за того, в каких богов или какого Бога верит человек, как во многих других странах средневековья.
4. Китай и кочевники. Китай был богатой страной, и в средние века его богатства постоянно привлекали к себе жадные взоры соседних кочевых племен. Кочевники жили к северу и западу от Китая. Почти на всем протяжении средневековья они нападали на Китай. И постоянной заботой жителей страны было отражение их нападений. В средние века китайцы продолжали достраивать и обновлять Великую Китайскую стену. Но и она не всегда спасала от захватчиков.
К началу ХIII в. на захваченных территориях северного Китая существовало несколько государств, созданных кочевниками. Под властью императоров оставался только юг страны.
Но самым разрушительным и тяжелым для Китая в средние века было завоевание его монголами. В 1211 г. они обрушились на северный Китай. Государства кочевников были разгромлены, но при этом погибли миллионы китайцев, а немногие оставшиеся в живых страдали от голода при монгольском владычестве. Разграбив север Китая, монголы обрушились на владения китайских императоров. Китайцы долго, как ни один другой народ, сопротивлялись монгольским завоевателям. Почти 70 лет монголы завоевывали Китай и установили свое господство над ним только в 1279 г.
Монгольский гнет в Китае был очень тяжелым и жестоким. Налоги выросли в несколько десятков раз! Китайцам запрещали зажигать свет по ночам в своих домах, устраивать любые собрания, носить оружие, передвигаться по стране без разрешения монгольских властей. Китайцев не допускали на государственные должности. Нарушителей запретов монголы подвергали жестокой казни.
Великий хан монголов перенес свою столицу из Монголии в Китай – в город Пекин.
Голод, нищета, бесправие привели к народному восстанию против монгольских захватчиков. В 1368 г. повстанцы взяли Пекин. Монгольское иго было свергнуто. Новым императором стал один из предводителей повстанцев. И хотя он происходил из бедной крестьянской семьи, порядки в Китае остались прежними – как до монгольского нашествия.
5. Культура средневекового Китая. Китай в средние века был страной высокой культуры, одной из самых передовых для того времени.
Именно китайцы сделали немало открытий, изобретений, без которых мы не можем обойтись и теперь. Еще в древности они изобрели порох, компас, бумагу. А величайшим изобретением в средние века явилось книгопечатание. Уже в IХ в. в Китае печатались книги. На досках вырезали иероглифы, затем смазывали краской и прижимали бумагу. Получался текст целых страниц, из которых составлялась кніга. А в ХI в. стали печатать книги с помощью разборного шрифта. Печатать книги было намного быстрее, чем переписывать их от руки (что иногда занимало несколько лет). Да и стоила печатная книга во много раз дешевле, чем рукописная. В Европе книгопечатание было изобретено только в самом конце средневековья.
В средние века в Китае создавали свои произведения многие талантливые поэты, писатели. «Золотым веком» китайской поэзии называют VIII век. Именно тогда писали свои стихи Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй.
Эти поэты воспевали природу Китая, в каждом ее уголке они умели находить прекрасное. Ван Вэй был не только поэтом, но и выдающимся художником. На шелковых свитках он рисовал пейзажи. Ван Вэй умел искусно изображать порыв ветра, колышущий ветви деревьев, покрытые снегами холмы, кусты с птицами, которые прячутся там от ветра. Человеку, рассматривавшему его картины, казалось будто все это он видит сам наяву.
Ли Бо и Ду Фу много путешествовали по Китаю. То, что они видели на своем длинном пути, поэты описывали в своих стихах. Там много рассказывалось о тяготах войн, о бедах, которые они приносили людям. Поэты писали о людях, которые им встречались, об их заботах, труде, переживаниях, надеждах. По этим стихам можно хорошо представить себе, как жили люди далекого от нас средневекового Китая.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Страны азии, африки и америки в средние века Возникновение ислама и объединение арабов
- Иран и Средняя Азия
- Средневековый Китай
- Япония в средние века
- Средневековая Индия
- Цивилизации Тропической Африки и Америки
- Проверьте свои знания Возникновение ислама и объединение арабов
- Арабские завоевания и Арабский халифат
- Иран и Средняя Азия
- Средневековый Китай
- Япония в средние века
- Средневековая Индия
- Цивилизация Тропической Африки и Америки
- Ответы на тесты