logo
1 семестр 2 курс зачет помазан

Алегорія як художній прийом у «Романі про лиса».

Ренар (лис) — фигура аллегорическая: он олицетворяет разные виды человеческого поведения (позднее — недостатки, которые они подразумевают).

Животный эпос:

Временем расцвета животного эпоса являются Средние века (немецкий, голландский, французский эпос, центральный персонаж которых — лис Ренар; большинство произведений являются вариантами эпического «Романа о Лисе», XII — XIV века, переработки которого появлялись и в Новое время). Одно из известнейших средневековых эпических произведений — «Изенгрим» Нирварда Гентского — восходит к античному животному эпосу и написано на латинском языке (животный эпос на западноевропейских языках получил распространение лишь в середине XII века).

Животный эпос характерен для творчества многих народов мира; особенно ярко он выразился в баснях. Здесь животный эпос нравоучителен. При этом животные обычно наделяются особенностями человеческого характера; образы животных аллегоричны (лиса отождествляет хитрость, волк — жадность, сова — мудрость, заяц — трусость и другие). Животный эпос проявился также и в сказках, однако сказочные животные только изредка носят аллегорический характер; этот вид животного эпоса — обычно имеющий сатирическую направленность — широко представлен в русском народном творчестве.

  1. Співвідношення аксеології лицарської та міської літератури.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

?????? читать нужно было =( Читайте конспект Шестаковой.

  1. Життя Данте і громадянська війна у Флоренції.

  2. Структура потойбічного світу в баченні Данте.

  3. Ієрархія гріхів і «актуалізація» пекла.

  4. Середньовічність і ренесансність «Божественної комедії».

Средновековье и ренессанс

В дантологии ведутся споры, к какому периоду отнеси творчество Данте – к Средним векам или ко времени Ренессанса. Вероятно, точнее будет сказать, что поэт стоял на рубеже двух эпох. На примере его творчества можно рассмотреть, как Данте совмещает элементы и того и другого времени. С эпохой Возрождения Данте связывает интерес к конкретной личности, к человеку. Для поэта характерен больше антропоцентризм нового времени, чем теоцентризм Средних веков. Общаясь в загробном мире с умершими, Данте не остается равнодушным ни к одной душе. Примером может послужить разговор Данте с отцом его друга Гвидо Кавальканте Кавальканти. На его вопрос, где Гвидо, Данте отвечает о нем в прошедшем времени. Отчего дух заключает, что сын его уже мертв, и Кавальканте проваливается в свою огненную могилу. Далее у Данте состоялся серьезный разговор с Фаринатой о судьбе Флоренции, но это не дало ему забыть о страданиях несчастного отца Гвидо. Другим элементом эпохи Возрождения можно назвать реализм Данте, с которым он описывает обитателей загробного мира и их судеб. Также поэт, одним из первых, уделил большое внимание и реалистическим описаниям окружающего мира, природы, что явилось значительным шагом в развитии средневековой литературы и перехода ее к литературе Возрождения.

Человек Нового времени проявляется в Данте, когда он испытывает дуалистические чувства к грешникам. Он понимает их вину и при этом с радостью общается с Брунетто Латини, который мучается в Аду; сочувствует трагедии Франчески и Паоло и т.д.

Помимо этого, Данте совмещает в себе рационализм и свободу мысли присущую поэту. Ренессанс – это движение за обновление, возрождение античных традиций в науке, философии и культуре. Поэтому интерес Данте к античности, включение греческих и римских героев и сюжетов в повествование – это еще один признак прогрессивности его поэзии. Однако Данте не успел расстаться со средневековыми методами повествования. Например, его «Комедия» перегружена аллегориями, которые, вероятно, были понятны его современникам, а нам дают обширную почву для трактовки их. В произведении много католической символики (например: грифон – символ Христа, орел – символ евангелиста Иоанна). Многие ситуации можно понять как буквально, так и иносказательно. Причем иносказательно в нескольких смыслах (в частности, сцена в лесу, в котором заблудился Данте: это просто дремучий лес, лес его душевных колебаний, это хаос в политической жизни Италии). Большое внимание к теологии так же является атрибутом средних веков. Таким образом, очень трудно точно наметить принадлежность Данте к конкретному времени. Об этом А.Ф. Лосев пишет так: «При всей связи Данте со средневековым мировоззрением, его художественные образы настолько индивидуальны и неповторимы, настолько единичны и в то же время пронизаны одной и всеобщей идеей, что конце концов невозможно даже поставить вопрос о том…средние ли это века или уже начало Ренессанса…» . Он относит «Божественную комедию» к образцу стиля Проторенессанса. А также это практически полная энциклопедия средневековой жизни и общества, в которой в каждой строке мы встречаем моменты из реальной жизни современников автора, включая их наиболее ярких представителей и детали их миросозерцания и быта.