[Править] Бенедикт (Барух) Спиноза
Основная статья: Бенедикт Спиноза
Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).
- Ранняя классика (Архаика)
- [Править] Классика
- [Править] Эллинистическая философия
- [Править] Римская и позднеантичная философия
- Общая характеристика
- [Править] Патристика — II—VII века
- [Править] Схоластика — VIII—XV века
- [Править] Мистика
- [Править] Блаженный Августин
- [Править] Фома Аквинский
- [Править] Григорий Палама
- [Править] Мишель Монтень
- [Править] Николай Кузанский
- [Править] Джордано Бруно
- [Править] Представители
- [Править] Основные направления
- Френсис Бэкон
- [Править] Томас Гоббс
- [Править] Рене Декарт
- [Править] Блез Паскаль
- [Править] Бенедикт (Барух) Спиноза
- [Править] Готфрид Вильгельм Лейбниц
- [Править] Дэвид Юм