logo
История заруб

28. Утверждение конституционной монархии, ее эволюция в XVIII и XIX вв.

Главным изменением в государственном устройстве и режиме правления после революции 1688 г. стало перемещение значительных властных полномочий от короны к палате общин и усиле­ние зависимости королевской власти от парламентской. С этой точ­ки зрения весь период конституционной истории от "славной рево­люции" до реформы избирательной системы 1832 г., открывшей доступ к парламентской политической арене новым социальным группам, может быть назван режимом парламентской олигархии. В этот период происходит упрочение важнейшего института пра­вительственной власти — Кабинета министров. Утверждается практика формирования состава этого кабинета на партийной ос­нове. Назревает потребность в модернизации избирательной систе­мы и судебных учреждений. Все эти перемены легко объяснимы с организационной точки зрения и менее всего — с позиции консти­туционного права. Самая характерная особенность становления государственных властных учреждений в Англии — это постепенность. Так, на­пример, возникновение современных представительных учрежде­ний на личной (палата лордов) и территориальной представитель­ной основе (общины) нельзя даже зафиксировать хронологичес­ки. Более отчетливыми предстают некоторые структурно-функ­циональные контуры организации власти сильно отличаются организация феодальной (сеньориальной) монархии Вильгельма Завоевателя (XIв.) и современная парламентарная монархия,! начало которой положено переменами периода "славной революции". Ни английские юристы, ни законодатели не отказываются от употребления термина "конституция". В одном из актов пар­ламента началаXVIIIв. говорится. "Для лучшей охраны консти­туции и свободы парламента постановлено и объявлено.. что... после окончания срока ныне существующего парламента ника­кое лицо не будет признаваться способным заседать или пода­вать голос в качестве члена палаты общин... если оно не будет владеть недвижимостью., а именно получать ежегодный доход в шестьсот фунтов, остающийся за вычетом налогов, для каждо­го рыцаря графства, и ежегодный доход в триста фунтов... для каждого горожанина парламентского местечка (бурга) или баро­на ." (Акт об обеспечении свободы парламентов путем дальнейше­го установления условий членства для заседания в палате об­щин, 1710 г.). Конституционные соглашения (конвенции) очень близки по значению правовому обычаю и отличаются от него тем, что со­вершенно лишены юридического авторитета. Суды их не призна­ют, однако носители политической власти обязаны им подчинять­ся. По оценке английского правоведа Фримэна, они образуют целую систему политической нравственности, т.е. целый свод пра­вил, которыми должны руководствоваться государственные дея­тели, и на практике они считаются столь же священными, как и любой принцип Великой хартии или Петиции о правах. Возможно, этой характеристикой навеяно высказывание Салтыкова-Щедрина, правда, в другом контексте и по другому случаю, о том, что конституция есть не что иное, как правила политиче­ской учтивости.