logo
Посохина - копия

2. Основные тенденции соц-экон. И полит. Развития стран Тропической и Южной Африки в межвоенный период. Становление новых форм антиколониализма.

В межвоенный период хар-но усиление эксплуатации, становление струк-ры колониального общ-ва, зарождение современных форм антиколониальной борьбы. Изменение на политич карте Афр после IМирВойны: к концу войны суверенными являлись Эфиопия и Либерия. Остальн тер-рии входили в состав Французской и Португальск колониальных империй. В рез-те IмирВойны Германия лишилась своих колониальн владений в Афр и раздел колониальн владений Германии был юридически оформлен мандатной сис-мой Лиги Наций. Германская Вост Африка была разделена и тер-рии получили Великобр(тер-рия Танганьики ), Бельгия (Руанда, Бурунди) и Португалия(Мозамбик). Тер-рию Камеруна поделили между собой Франц и Великобр. Того поделили межд Франц (Вост часть)и Великобр (Западн часть). Германскую юго-зап Африку (Намибию) получ Великобр, но передала ЮАСу. Италия в качестве вознагр за участие на стороне Антанты увеличила тер-рию Сомали за счёт Кении. Британск владения в Афр представляли собой колонии, подколонии,подмандатные тер-рии и доминион(ЮАС). Франц колониальн Африка по тер-рии не уступала английской, но население меньше. В конце 19в нач 20в французск владения были объединены в конфедерации: Французская зап Африка-8 колоний, Франц экваториальн Афр- 4 колонии + франц колонии в сев Афр. После IМВ страны метрополии начали осваивать захваченные тер-рии. Экономическим результатом колониального освоения стало их превращение в аграрно-сырьевые придатки митрополий. С/х митрополии ориентировались на экспорт и больш-во Афр-х стран становятся странами монокультурного сельск хоз-ва. (Сенегал-арахис, Уганда-хлопок, Кения-кофе, чай). В межвоенный период появл горнорудная промышленность. В больш степени была ориентирована на экспорт с/х продукции, производимой африканцами, т.е. европейское плантационное хоз-во не прижилось из-за климатических условий. В межвоен период сложились 2 основн сис-мы управления колониями: прямая и косвенная. Различаются эти сис-мы по тому, насколько та или иная страна могла привлечь местный аппарат управления. Англичане опирались на местн институты власти. Если вожди устраивали британск власть, то они могли занимать свои должности пожизненно. Французы использ прямую сис-му управления, кот опиралась на колониальных чиновников и институт традиционных вождей. Французы на тер-риях своих колоний проводили териториальн ассимиляции. Цель-офранцуживание африканцев. Португ в своих колониях пыталась сочетать прямое и косвенное управление. С одной стороны, установить жесткий классовый барьер, в то же время воспитать местную африканск элиту. Бельгия проводила политику патернализма (опеки). Законодательн и исполнительн власть явл-лась прерогативой бельгийского короля. В колониях правил генерал-губернатор. В Афр начинают складываться новые формы антиколониальн борьбы. Одна из наиб ранних форм колониальн движений-религиозно-политическая, прежде всего афро-христианское движение. Идеологическое обоснование антиколониализма африканцы занимали из Христианства: идея равенства всех людей перед Богом. Одним из самых массовых явл движение - Кимбангизм. От имени священника Симоха Кимбанго. Призывали не платить налоги, а организовывать массовые выступл против колониальной администрации и официальной церкви. Резко возрос интерес к деят-сти афроамериканцев. В Афр получили влияние 2 идеолога: Гарби и Дебуа. Гарби выдвинул лозунг «назад в Африку»: проект переселения млн людей в Африку. Он дал толчок росту панафриканизму. Главн идеологом панафриканизма стал Дебуа. Он считал, что африканцы должны бороться за права на той тер-рии, где они проживают. Дебуа инициатор созыва панафриканск конгресса в 1919г в Париже. Реформы первых 4х конгрессов были весьма умеренны (реформы колониального управления). 5й панафр конгресс-1945г. В к.30х гг среди выходцев из вестиндии и проживающих в франц-х колониях Зап Афр, в Париже формир-ся движение общественной мысли «негритюд»- культурное и политическое движение, начавшее с 1930-х гг. поощрять развитие гордости и достоинства в отношении наследия негритянских народов посредством нового открытия древних африканских ценностей, образов мышления. Движение первоначально имело дело с художественным и культурным критическим анализом западных обществ, но под влиянием Леопольда Сенгора (поэта и президента Сенегала) переросло в политическую программу. Негритюд — попытка способствовать росту сознания чернокожих во всем мире. Был направлен против расизма и колониальн угнетения.