Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине
В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.
С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.
Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.
В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала "славяно-греко-латинский тип" школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.
Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1586 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.
Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой "семи вольных наук". Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.
В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине
Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.
Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.
Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.
Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.
- Тема: введение. Вопросы теории культуры. Предмет и задачи курса
- Определение культуры, её структура и функции
- Тема: Культура первобытного общества
- Первые люди на территории Украины
- Тема: Культурные особенности народов, которые жили на территории Украины в древности.
- Культура Древнего Египта
- Культура древней Месопотамии
- Культура древней Индии
- Культура древнего Китая
- Культура античного мира
- I Древнегреческая культура
- II Древнеримская культура
- Культурные традиции народов, которые населяли территорию Украины в древности
- Тема: Культурное развитие средневекового общества Общая характеристика средневековой культуры
- Развитие культуры в период раннего и зрелого средневековья
- Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры
- Особенности культурного развития древнерусских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества
- Тема: Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории. Сущность и характерные черты культуры Ренессанса
- Развитие научного естествознания и техники
- Литература и искусство
- Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции
- Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине
- Развитие художественной культуры
- Тема: Культурная жизнь нового времени Общая характеристика культуры нового времени
- Основные принципы европейского Просвещения
- Художественная культура эпохи Просвещения
- Западноевропейская культура XIX века
- Развитие литературы и искусства
- Развитие украинской культуры в период гетманщины (вт. Пол.XVII – xviiIв.В.) Исторические условия и особенности культурного развития украинских земель
- Развитие художественной культуры
- Тема: Развитие украинской культуры в новейшее время Основные тенденции культурного развития в Западной Европе
- Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920 гг.) Культурная политика Центральной Рады
- Культурные преобразования в период существования Украинской державы гетмана п. Скоропадского
- Культурная политика советской власти в 1919 — 1920 гг.
- Украинская культура советского периода(1921-1991гг.) Сущность, основные черты и этапы развития
- Развитие культуры в 20-е годы
- Образование.
- Развитие культуры в 30-е гг.
- Усиление партийного контроля в области культуры в 40-х - нач. 50-х г.Г.
- Вторая половина 60-х середина 80-х годов - свертывание демократии, неосталинизм.
- Культура в период перестройки(1985-1991гг.)
- Развитие украинской культуры в условиях независимости
- Развитие украинской культуры в условиях независимости