logo
Шпаргалка по истории

Общественное движение в 1-й половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. вызвала рост патриотизма и общественного самосознания. Одна часть дворянства мечтала о введении конституции, другая говорила, кроме того, о необходимости отмены крепостного права. В1816 г. возникает Союз спасения, в 1819 г. — Союз благоденствия, первые организации декабристов. Н. М. Муравьев написал «Конституцию», предполагавшую введение в России конституционной монархии и отмену крепостного права, П. И. Пестель — «Русскую правду» — введение революционной диктатуры на 10 лет и раздачу части помещичьей земли крестьянам. В 1822 г. декабристы объединяются в Северное и Южное общества. В 1825 г. они устроили восстание в Петербурге и на Украине, но из-за неорганизованности и нехватки сил оно было подавлено. Были казнены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Пример декабристов оказал большое воздействие на общество, хотя их планы были утопичны.

При Николае I (1825-1855) министр просвещения С. С. Уваров сформулировал теорию официального народничества: православие —самодержавие — народность. Православие — духовная основа жизни русского общества, самодержавие—единственно возможный в России-политический строй, царь заботится о народе, народ же ему преданно служит.

Западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский) считали Россию частью Европы и призывали подражать ей, отменить крепостное право, ввести парламентский строй. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков) полагали, что у России свой путь. Они также осуждали крепостничество, но были сторонниками общины и Земских соборов, а не парламента.

Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. В. Буташевич-Петрашевский) выступали за свержение самодержавия и переход к социализму через общину, минуя капитализм. Петра-шевский за попытку заговора против правительства был сослан на каторгу с соратниками.