30. Русская церковь в 18 веке.
XVII столетие—начало синодального периода в истории русской православной церкви. Ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. Это — с одной стороны.. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, старовер ия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических.
В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне несхожих, но органически связанных между собою процесса, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставившие его в
зависимость от светской власти, — была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства; другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленные на возрождение патриаршества.
Частичную секуляризацию церковных владений Петр осуществил еще в 1701 г., но два десятилетия спустя вернул вотчины в полное распоряжение
духовенства. Однако секуляризационный процесс приобрел столь явные черты необратимости, что уже при Екатерине I было решено реформировать Синод, разделив его на два департамента по шесть персон в каждом: первый, состоявший из духовных иерархов, должен был ведать чисто церковными
делами; второму, укомплектованному светскими чиновниками, поручалось управлять вотчинами черного и белого духовенства. Мера мотивировалась стремлением облегчить заботы духовенства, которому поручалось попечение лишь о духовных делах. Позже второй департамент получил наименование Коллегии экономии и в 1738 г. был передан из Синода в ведомство Сената. До
завершения секуляризации оставался один шаг, и Анна Иоанновна готова была сделать его, но помешал случай: инициатор реформы Платон Иванович
Мусин-Пушкин оказался причастным к делу А. П. Волынского и попал в немилость, а императрица, наложившая на его донесении резолюцию «учинить по сему представлению», через полгода умерла. Синоду после ее смерти удалось добиться ликвидации Коллегии экономии и создания вместо нее
Канцелярии синодального экономического правления, полностью ему
подчинявшейся. Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы
Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному велению времени и в 1757 г. Передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб- и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества и обстоятельный перечень крестьянских повинностей. Секуляризация, однако,
не была проведена: Синод и монастырские власти всячески саботировали деятельность офицеров, а набожная императрица не проявила настойчивости, заявив, согласно молве: «Как хотят после моей смерти, а я не подпишу».И все же деятельность офицеров оказала влияние на секуляризацию
земель: духовенство убедилось, что изъятие у него земель неизбежно, и поэтому принялось хищнически эксплуатировать крестьян. Те ответили неповиновением монастырской администрации и отказом выполнять повинности. Упорное сопротивление крестьян многих монастырей ускорило секуляризацию земель.
Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 г. Сделал он это с необычайной легкостью, во-первых, потому что секуляризация долго вызревала и плоду оставалось только упасть; во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения, и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважения к православному духовенству. Указ, однако, не был претворен в жизнь — через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престола своего супруга.
Напряженные отношения между светской и духовной властью сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь, — Феофану Прокоповичу. Если при
жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности: волна доносов следовала она за другой и ему довелось изощренно обороняться.
Первым состряпал донос псковский иеромонах Савватий, действовавший по указке новгородского архиерея Феодосия, второго вице-президента Синода. Феофану, обвиняемому в хищении драгоценностей с икон, удалось не только оправдаться, но и выдвинуть встречные обвинения против невоздержанного на язык Феодосия, придав им политическую окраску. В итоге Феодосий оказался в
ссылке, лишился новгородского архиерейства, а Феофан его приобрел. Этот прием оказался успешным, и Феофан в дальнейшем наносил удары своим противникам, возводя их проступки в ранг политических преступлений, сотрудничая при этом с Тайной канцелярией. В 1726 г. последовал новый донос, обвинявший Феофана в недоброжелательном отношении к императрице и во враждебности к православию. Прокоповичу и на этот раз удалось оправдаться, и доносителя за неправый донос посадили за решетку.
Самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану не миновать бы падения и заточения
в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался, а после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода, — ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавший на патриаршее место,
Игнатий Смола, Феофилакт Лопатинский и др. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 г. Ему покровительствовали Бирон и Остерман. В итоге Прокопович стал проводить такую же политику
преследований противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском, — они учинили над поверженными Голицыным и Долгорукими, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы
ни для Прокоповича, ни для церковной реформы. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях: соратника Петра I, образованнейшей личности, теоретика и практика преобразований и человека жестокого и мстительного, действовавшего наперекор христианской морали и чувству милосердия.
Расправившись с оппозицией и смирившись с ролью учреждения, целиком подчиненного светской власти, Синод в последующие десятилетия сосредоточил усилия на распространении христианства среди народов Сибири и Среднего Поволжья, а также на просвещении духовенства. Принятие христианства народами Сибири власти поощряли освобождением от уплаты ясака, а также
бесплатной выдачей муки, соли, одежды и даже освобождением от наказания за тяжкие преступления. Для христианизации народов Поволжья в 1740 г. Была учреждена Контора новокрещеных дел, считавшая, что за 15 лет ее деятельности (1741 — 1756) около 407 тыс. чувашей, черемисов, удмуртов приняли православие. Не всегда миссионерская деятельность протекала мирно, без конфликтов и даже вооруженных столкновений. Нередко принятие христианства носило формальный характер: новокрещеный не понимал сути новой для него религии, не знал русского языка и, крестившись, продолжал молиться идолам, не почитая икон. Чтобы получить льготы, они крестились повторно, иногда многократно. С другой стороны, представители местной администрации вымогали с новокрещеных взятки, сажали их в тюрьму. В 1744 г. Сенат назначил в Казанскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии специальных офицеров, поручив им следить, чтобы новокрещейым не чинили обид.
Синод занимался и образованием духовенства. Указ 1730 г. Обязывал открыть школы для детей священнослужителей во всех епархиях. К началу 1740-х годов в стране насчитывалось 17 семинарий, через 20 лет их было уже 26 с шестью тысячами учащихся. Церковь, таким образом, выполняла роль
распространителя просвещения — часто на селе единственными грамотными людьми были священник и дьячок, услугами которых пользовались не только крестьяне, но и дворяне для обучения своих детей.
- Вопрос 3. Начало Смуты. Лжедмитрий 1. Восстание Болотникова.
- Вопрос 4. Лжедмитрий 2. Ополчения. Земский собор 1613.
- Вопрос 5. Русско-польские отношения в первой половине 17 века.
- Вопрос6. Внутренняя политика Алексея Михайловича.
- Вопрос 7. Русская церковь в последней четверти 16 – первой половине 17в.
- § 2. Дело патриарха никона
- Вопрос 8 Соборное уложение 1649 г. Как исторический источник
- Вопрос 9. Городские восстания середины XVII века
- Вопрос 10. . Восстание Степана Разина
- Вопрос 11. Воссоединение Украины с Россией.
- Вопрос 12. Русско-османские и русско-крымские отношения в 17 веке
- Вопрос 13. Покорение Сибири.
- Вопрос 14. Культура и быт в 17 веке.
- Вопрос 15. Культура России во 2-й половине 18 века
- Вопрос 16. Культура второй четверти 18 века
- Вопрос 17. Административные Реформы Петра I
- Вопрос 18. Церковная реформа Петра
- Вопрос 19. Социально – экономич.Развитие России в середине второй половине 17 века
- Вопрос 20. Социально – экономические преобразования первой четверти 18 века.
- 21. Северная война 1700-1721 гг.
- 22. Русско-турецкие отношения первой половины 18 века.
- 24. Социально-классовые противоречия и народные восстания первой четверти 18 века.
- 25. Общественно-политическая мысль в первой половине 18 века.
- 26. Дворцовые перевороты. Социально-политическая сущность.
- 1. События 1725 – 1762. Исторический очерк.
- 27. Внутренняя политика 1725-1762.
- 28. Екатерина 2. Начало правления. Просвещенный абсолютизм.
- 29. Внутренняя политика Екатерины 2. После подавления восстания Пугачева.
- 30. Русская церковь в 18 веке.
- 31. Крестьянская война под предводительством Пугачева.
- 32. Общественно-политическая мысль второй половины 18 века.
- 33. Русско-турецкие войны второй половины 18 века.
- 34. Русско-прусские отношения в 18 веке.
- 35. Русско-польские отношения в 18 веке.
- 36. Внутренняя политика Павла 1.
- 37. Внешняя политика Павла I
- 38. Внутреняя политика Михаила Романова.
- 39. Внутренняя и внешняя политика Федора Алексеевича.
- 40. Эволюция государственных учреждений в России в 17 веке.