Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ
Изучая курс Отечественной истории, студенты заочной формы обучения должны самостоятельно подготовить контрольную работу на основе изучения источников и литературы.
Важное значение в написании контрольной работы имеет определение темы исследования, что делается в соответствии с программой изучаемого курса и шифром студенческого билета. Тематика контрольных работ определяется ведущей кафедрой, а конкретное задание – согласно последней цифре в номере шифра. Например, если Ваш шифр – 614, то Вы имеете право выбора среди следующих тем: № 4, 14, 24 или 34. Тематика работ и план требуют неуклонного соблюдения, работа носит самостоятельный характер. Материалы, полученные из Интернета, могут использоваться при освоении избранной темы (в этом случае необходимы ссылки на конкретные адреса), однако полное копирование готовых работ не допускается.
Выбрав тему, необходимо приступить к подбору литературы. Примерный ее список предложен авторами в настоящих методических указаниях, но это не исключает, а, напротив, предполагает поиск дополнительных источников по каталогам библиотеки. При написании контрольных работ рекомендуется использовать несколько монографий и журнальных статей, позволяющих глубже разобраться в различных точках зрения на исторический процесс. В своей контрольной работе студент должен продемонстрировать умение анализировать полученный материал, высказать свое отношение к нему, не уходить от дискуссионных вопросов.
Изучение литературы и источников начинается с наиболее общих трудов, после чего студент переходит к освоению конкретных специализированных исследований по выбранной теме. Сама контрольная работа должна состоять из плана, введения, нескольких глав, списка использованной литературы, приложений (если имеются таблицы, графики и т.д.). При написании работы следует выдерживать единый стиль.
Введение работы содержит постановку проблемы, задачи и круг рассматриваемых вопросов. В нем также дается краткий анализ использованных источников и литературы, методов и средств обработки имеющегося материала.
Основная часть состоит из нескольких глав, имеющих свое название и раскрывающих один из вопросов темы. При написании ее необходимо последовательно излагать материал, логически переходить от одного вопроса к другому, подтверждать высказанное мнение или суждение конкретными фактами, цифрами, датами, именами. При этом студент должен всегда стремиться проявить собственное историческое мышление по поводу изученного материала. Допускается и в некоторых случаях даже приветствуется цитирование источников с обязательной ссылкой на них. В работе должно выдерживаться определенное равновесие между теоретическими выводами и набором фактов.
В заключении излагаются основные выводы, к которым пришел автор работы на основании изучения исторического материала.
После заключения приводится список использованных источников и литературы с указанием всех выходных данных, а также приложения.
Общий объем контрольной работы должен составлять 15 – 20 страниц формата А4 или 18 – 20 листов ученической тетради, исписанных с двух сторон. Текст может быть представлен в печатном или рукописном варианте, с наличием полей и интервалов. Нумерация начинается со второй страницы (титульный лист не нумеруется). Порядковый номер страницы ставится сверху или снизу в середине листа.
Титульный лист (первая страница работы) делается в двух экземплярах и имеет следующее содержание: название учебного заведения, в котором выполнена работа, название изучаемой темы, сведения об авторе (факультет, курс, номер группы, Ф.И.О. студента), год и место написания работы. Ниже приведен пример оформления титульного листа контрольной работы (см. рис. 1).
На втором листе приводится содержание (план работы), включающий в себя введение, названия глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. После названия каждого раздела работы справа указываются номера страниц, с которых они начинаются. Например:
Содержание
Введение ……………………………………………… 3
Глава I (название) ……………………………………. 7
и т.д., включая список использованных источников и литературы и приложения.
При наличии ссылоких порядковая нумерация может быть сквозной по тексту или своя на каждой странице. Если работа используется в первый раз, то дается ее библиографическое описание с указанием используемой страницы. Например, в тексте приводится ссылка на одну из работ историка А.Я. Авреха. Сноска в этом случае оформляется следующим образом:
1 Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М., 1992. С. 46.
Если ссылки на одну и ту же работу приводятся неоднократно, то сноска оформляется следующим образом:
2 Аврех А.Я. Указ соч. С. 74.
Список использованных источников и литературы приводится в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием книг, статей, документов. Например:
Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1992.
Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. 1990. № 10.
Приложения должны иметь названия и порядковые номера. В тексте контрольной работы можно не указывать полное название приложения, указав лишь его номер. Например: «см. приложение 3».
Рис. 1. Пример оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Заочный факультет индивидуального обучения
Кафедра истории России
- О т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я
- Содержание
- Методические рекомендации по изучению курса
- Методические рекомендации по изучению курса
- Отечественной истории
- Программа курса
- Введение
- Древние народы и государства на территории Евразии
- Киевская Русь
- Русь в период государственной раздробленности
- Образование Российского централизованного государства
- (XIV– нач.XvIвв.)
- Эпоха Ивана ivГрозного
- Россия в xviIвеке
- Реформы Петра I. Рождение Российской империи
- Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II
- Эволюция Российского государства и общества
- В первой половине xiXвека
- Россия во второй половине xiXвека
- Россия в начале xXвека (1900 – 1914 гг.)
- Россия в годы Первой мировой войны и революционных потрясений
- Россия в Гражданской войне (1917 – 1922 гг.)
- Советская Россия в 1920 – 1930-е гг.
- Советский Союз в годы Второй мировой войны (1939 – 1945)
- Советский Союз в послевоенные годы (1946 – 1953)
- Ссср в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
- Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
- Россия со второй половины 1980-х гг. До наших дней
- Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ
- Контрольная работа на тему: россия во время правления первых романовых
- 2005 Тематика контрольных работ
- Тема 1. Российские исторические школы и их представители
- Тема 2. Славяне и Великое переселение народов
- Тема 3. Образование Древнерусского государства: предпосылки, теории, этапы
- Тема 4. Религия восточных славян. Крещение Руси и его последствия
- Тема 5. Киевская Русь: социально-экономическое и политическое развитие
- Тема 6. Русские княжества в период государственной раздробленности
- Тема 7. Татаро-монгольское нашествие на Русь
- Тема 8. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского и его преемников. Борьба с немецко-шведской агрессией
- Тема 9. Северо-восточная Русь в XIV – первой половине XV вв.
- Тема 10. Иван III. Завершение политической централизации Руси
- Тема 11. Россия в XVI веке. Иван IV Грозный – первый российский царь
- Тема 12. Смутное время. Самозванцы в России в начале XVII в.
- Тема 13.Освоение русскими Сибири (XVI – XVII вв.)
- Тема 14. Россия во время правления первых Романовых
- Тема 15. Реформы патриарха Никона и раскол Русской православной церкви
- Тема 16. Реформы Петра I и их оценка историками
- Тема 17. Россия во время правления Анны Иоанновны
- Тема 18. Россия во время правления Елизаветы Петровны
- Тема 19. Правление Петра III и Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России
- Тема 20. Внешняя политика второй половины XVIII в. Российские полководцы
- Тема 21. Россия во время правления Павла I
- Тема 22. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX вв.
- Тема 23. Россия во время правления Александра I
- Тема 24. Россия во время правления Николая I
- Тема 25. Движение декабристов в первой четверти XIX века
- Тема 26. Александр II. Отмена крепостного права
- Тема 27. Александр II. Либеральные реформы 1860-х – 70-х гг.
- Тема 28. Россия во время правления Александра III
- Тема 29. Думская монархия в России (1906 – 1917 гг.)
- Тема 30. Социально-экономическое развитие России на рубеже
- XIX – XX вв. Реформы с.Ю. Витте, п.А. Столыпина
- Тема 31. Россия в 1917 г.: от Февраля к Октябрю
- Тема 32. Политический режим в 1920-е – 1930-е гг. Массовые репрессии в ссср
- Тема 33. Экономическое развитие советской страны в 1920-е – 30-е гг.: от нэПа к форсированному строительству социализма
- Тема 34. Ссср накануне Великой Отечественной войны
- Тема 35. Ссср в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945): крупнейшие сражения, итоги и цена победы
- Тема 36. Н.С. Хрущев и его время (1953 – 1964 гг.)
- Тема 37. Ссср в период руководства л.И. Брежнева (1964 – 1982 гг.)
- Тема 38. М.С. Горбачев и политика «перестройки» в ссср
- Тема 39. Социально-экономическое развитие и проблемы современной России
- Тема 40. Становление и развитие политической системы Российской Федерации. Конституция 1993 г.
- Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену
- Примерные экзаменационные вопросы
- Отечественная история