Методические указания для студентов и магистрантов по изучению спецкурса
Зарубежное уголовное право – учебная дисциплина, которая претерпела существенные изменения в постсоветский период. За последние пятнадцать лет задачи сравнительного правоведения расширились. От критики зарубежного уголовного права, которая, по сути, была основной задачей в советский период, в настоящее время сравнительно-правовые исследования перешли в сферу прагматического анализа иностранного опыта и возможности его применения в России.
В сочетании с историческим методом сравнительно-правовой метод исследования позволяет правильно оценить идейную основу современного российского уголовного права, сформировавшегося под значительным влиянием зарубежных уголовно-правовых теорий. Особенно актуальным представляется анализ характера и степени влияния уголовного права Германии и Франции на развитие уголовного права России.
Спецкурс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета (экзамена – для магистрантов), при подготовке к которому следует руководствоваться вопросами, приведенными в конце сборника. Особенностью плана спецкурса является ориентация на самостоятельную работу студентов. В связи с этим от обучающихся потребуются значительные усилия в самостоятельной работе над учебным материалом и повышенное внимание на лекциях. В рамках самостоятельной работы по заданию преподавателя и по согласованным с ним темам студентами могут выполняться рефераты.
При изучении спецкурса следует придерживаться следующих рекомендаций. К лекционным занятиям необходимо относиться с максимальным вниманием, поскольку лекция является наиболее оперативным источником информации по той или иной проблеме. Требуется конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Активная работа на лекции, внимательное восприятие ее содержания, правильное конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к экзамену.
Значительный объем учебного времени, отведенного учебным и тематическими планами на изучение курса, составляет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа проводится студентами перед чтением лекционного курса, во время его проведения и во время подготовки к практическим занятиям, а также к экзамену. Она требует значительных усилий, поскольку в данном случае глубина и прочность получаемых знаний зависят только от количества и качества индивидуального труда, затраченного обучающимися.
Прежде чем приступить к самостоятельной работе по той или иной теме курса, необходимо получить в библиотеке рекомендованные учебные и нормативные источники. Затем, внимательно изучив их, по той или иной теме следует составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. Если в ходе самостоятельной работы возникают неясности, то все вопросы можно разрешить на индивидуальной консультации у преподавателя.
Студентам следует правильно подойти к оценке важности самостоятельной работы и не полагаться только на лекционный материал. Задача лектора – определение направлений, в которых студенты должны двигаться при изучении спецкурса. Но усилия лектора не могут заменить настойчивости и желания студента изучить спецкурс. Лекции и практические занятия следует воспринимать только как методическую помощь.
Изучающим спецкурс необходимо научиться пользоваться нормативным материалом, материалами судебной практики, в том числе размещенными в справочных правовых системах (например, «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и другие). Необходимо в процессе подготовки периодическую литературу, в том числе журналы «Государство и право», «Журнал российского права», «Уголовное право», «Правоведение», судебную практику (решения российских судов, применяющих нормы иностранного уголовного права, в том числе Верховного Суда РФ).
Магистрантам помимо вышеизложенного при изучении спецкурса следует уделять внимание изучению актуальных теоретических проблем, разрабатываемых в науке зарубежного уголовного права.
Рефераты выполняются в объеме от 10 до 15 страниц текста (без учета приложений, титульных страниц и списка литературы). Реферат по теме представляет собой небольшое научное исследование, посвященное актуальной проблеме, рассматриваемой в рамках спецкурса. Требования к тексту реферата аналогичны тем, которые предъявляются к курсовым и дипломным работам (оформление сносок, списка литературы и т.п.). Тема реферата определяется по согласованию с преподавателем. Студент должен при написании реферата суметь не только отразить сложившиеся в науке и на практике подходы к решению проблемы, но и выразить собственное мнение с соответствующими аргументами. Особое внимание должно быть обращено на аргументацию, которая должна строиться на правильном использовании научных методов познания.
Курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации выполняются в соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовых и дипломных работ студентами юридического факультета Омского государственного университета. Тема и структура курсовой или дипломной работы, магистерской работы определяются по согласованию с научным руководителем. Примерный перечень правовых актов и литературы предлагается в плане семинарских (практических) занятий по спецкурсу.
- 1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
- 2. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
- 4. Содержание дисиплины
- Тема 1. Введение в спецкурс. Понятие правовой системы и правовой семьи. Зарубежные уголовно-правовые теории и школы
- Тема 2. Источники зарубежного уголовного права
- Тема 3. Понятие преступного деяния
- Тема 4. Субъект преступного деяния
- Тема 5. Вина и ее формы
- Тема 6. Стадии совершения преступления
- Тема 7. Соучастие
- Тема 8. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
- Тема 9. Понятие и виды наказаний
- Тема 10. Меры безопасности
- Тема 11. Освобождение от наказания
- Тема 12. Система Особенной части уголовного права зарубежных государств
- Тема 13. Характеристика отдельных видов преступлений
- 5. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля
- Материалы по текущей и промежуточной аттестации Вопросы к зачету (экзамену) по спецкурсу
- Методические указания для студентов и магистрантов по изучению спецкурса
- Методические указания для преподавателей по изучению спецкурса
- План лекций спецкурса
- Планы семинарских (практических) занятий по спецкурсу
- Тема 2. Источники зарубежного уголовного права
- Тема 3. Понятие преступного деяния
- Тема 4. Субъект преступного деяния
- Тема 5. Формы вины
- Тема 6. Стадии совершения преступления
- Тема 7. Соучастие
- Тема 8. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
- Тема 9. Понятие и виды наказаний. Меры безопасности
- Тема 10. Освобождение от наказания
- Тема 11. Система Особенной части уголовного права
- Тема 12. Характеристика отдельных видов преступлений
- Темы рефератов
- Темы курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций по спецкурсу
- Содержание
- Распределение общего объема часов по видам учебной работы.