logo
программа дисциплины ЗУП

Методические указания для студентов и магистрантов по изучению спецкурса

Зарубежное уголовное право – учебная дисциплина, которая претерпела существенные изменения в постсоветский период. За последние пятнадцать лет задачи сравнительного правоведения расширились. От критики зарубежного уголовного права, которая, по сути, была основной задачей в советский период, в настоящее время сравнительно-правовые исследования перешли в сферу прагматического анализа иностранного опыта и возможности его применения в России.

В сочетании с историческим методом сравнительно-правовой метод исследования позволяет правильно оценить идейную основу современного российского уголовного права, сформировавшегося под значительным влиянием зарубежных уголовно-правовых теорий. Особенно актуальным представляется анализ характера и степени влияния уголовного права Германии и Франции на развитие уголовного права России.

Спецкурс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета (экзамена – для магистрантов), при подготовке к которому следует руководствоваться вопросами, приведенными в конце сборника. Особенностью плана спецкурса является ориентация на самостоятельную работу студентов. В связи с этим от обучающихся потребуются значительные усилия в самостоятельной работе над учебным материалом и повышенное внимание на лекциях. В рамках самостоятельной работы по заданию преподавателя и по согласованным с ним темам студентами могут выполняться рефераты.

При изучении спецкурса следует придерживаться следующих рекомендаций. К лекционным занятиям необходимо относиться с максимальным вниманием, поскольку лекция является наиболее оперативным источником информации по той или иной проблеме. Требуется конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.

Активная работа на лекции, внимательное восприятие ее содержания, правильное конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к экзамену.

Значительный объем учебного времени, отведенного учебным и тематическими планами на изучение курса, составляет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа проводится студентами перед чтением лекционного курса, во время его проведения и во время подготовки к практическим занятиям, а также к экзамену. Она требует значительных усилий, поскольку в данном случае глубина и прочность получаемых знаний зависят только от количества и качества индивидуального труда, затраченного обучающимися.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе по той или иной теме курса, необходимо получить в библиотеке рекомендованные учебные и нормативные источники. Затем, внимательно изучив их, по той или иной теме следует составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. Если в ходе самостоятельной работы возникают неясности, то все вопросы можно разрешить на индивидуальной консультации у преподавателя.

Студентам следует правильно подойти к оценке важности самостоятельной работы и не полагаться только на лекционный материал. Задача лектора – определение направлений, в которых студенты должны двигаться при изучении спецкурса. Но усилия лектора не могут заменить настойчивости и желания студента изучить спецкурс. Лекции и практические занятия следует воспринимать только как методическую помощь.

Изучающим спецкурс необходимо научиться пользоваться нормативным материалом, материалами судебной практики, в том числе размещенными в справочных правовых системах (например, «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и другие). Необходимо в процессе подготовки периодическую литературу, в том числе журналы «Государство и право», «Журнал российского права», «Уголовное право», «Правоведение», судебную практику (решения российских судов, применяющих нормы иностранного уголовного права, в том числе Верховного Суда РФ).

Магистрантам помимо вышеизложенного при изучении спецкурса следует уделять внимание изучению актуальных теоретических проблем, разрабатываемых в науке зарубежного уголовного права.

Рефераты выполняются в объеме от 10 до 15 страниц текста (без учета приложений, титульных страниц и списка литературы). Реферат по теме представляет собой небольшое научное исследование, посвященное актуальной проблеме, рассматриваемой в рамках спецкурса. Требования к тексту реферата аналогичны тем, которые предъявляются к курсовым и дипломным работам (оформление сносок, списка литературы и т.п.). Тема реферата определяется по согласованию с преподавателем. Студент должен при написании реферата суметь не только отразить сложившиеся в науке и на практике подходы к решению проблемы, но и выразить собственное мнение с соответствующими аргументами. Особое внимание должно быть обращено на аргументацию, которая должна строиться на правильном использовании научных методов познания.

Курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации выполняются в соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовых и дипломных работ студентами юридического факультета Омского государственного университета. Тема и структура курсовой или дипломной работы, магистерской работы определяются по согласованию с научным руководителем. Примерный перечень правовых актов и литературы предлагается в плане семинарских (практических) занятий по спецкурсу.