logo
ИСТОРИЯ КАЗ

5 Личность абылай хана

Драматичная, почти сказочная судьба, решительный характер, личная харизма – сироте Абулмансуру суждено было стать национальным героем Абылай-ханом. Его значение в казахской истории трудно переоценить. Он и батыр-освободитель, и мудрый правитель, и искусный дипломат, и собиратель земель казахских. Но несмотря на все свое величие, Абылай-хан был живой, не выдуманной, а значит противоречивой фигурой. У него было много врагов при жизни, есть они и теперь. Только сегодняшние противники грозят Абылаю самым страшным из возможных проклятий – забвением в народной памяти. Они обвиняют великого хана в рукотворности его мифа. Так был ли мальчик? Был ли сирота, с голубой в жилах кровью, пасший скот у влиятельного бия, который вырос и стал ханом, сумевшим в самый ответственный момент истории объединить свой народ и отстоять родную землю... Действительно, похоже на сказку, не правда ли? Но ведь и время тогда было такое – что отделить явь от вымысла почти невозможно.

Как было сказано выше он жил в очень трудных условиях, ему с самого детства пришлось узнать все горести жизни. С малолетства он не знал материнской ласки, неделями питался отбросами и жил где придётся. Можно себе представить, что испытывал юный чингизид, у которого вместе с молоком матери, из поколения в поколение впитывалась любовь к роскоши и безграничное тщеславие. Но будущий хан жил по принципу – «что меня не убивает, делает меня сильнее», по-моему, именно такая жизнь помогла ему воспитать железную волю, умение выживать в экстремальных условиях и знание людей. Все чингизиды отличались необычайной жестокостью ко всем кроме себя, в Абылае все эти качества десятикратно усилили её, недаром народ боялся только одного его имени. Ведь при нем не было значительных мятежей, а если таковые случались, то он подавлял их с жестокостью, сделавшей бы честь самому Чингисхану. Но тем не менее нельзя не признать его положительные качества. Абылай был всесторонне развитым человеком, он поддерживал народных акынов, жырау, домбристов, некоторые даже утверждают что он сам сочинил несколько кюев, которые, к сожалению, до нас не дошли. Этим и объясняется то, что большинство акынов и жырау его восхваляли, среди них были такие знаменитые люди в степи, как Бухар-жырау Калкаманов, Татикара, Умбетей-жырау и другие. Так же следует отметить, что он был храбр до безумия, уже в тринадцать лет он выступал в походы против джунгар. Интересно и то, что в 1729 году на памятной Анракайской битве он заслужил звание батыра, именно заслужил, так как если ты чингизид, то есть султан, ещё не означало что ты батыр как не странно в то время когда сильный мог делать всё что захочет, это табу было священно. В истории Казахского ханства было всего несколько ханов которые удостоились этой чести, и среди них был Абылай.

Можно с уверенностью сказать, что самой надёжной опорой его власти были батыры. И не было бы батыров, кто знает, смог бы Абылай найти дорогу к ханскому престолу. Далее хочу проследить связи Абылая с другими правителями и знаменитыми людьми своего времени. Например Бухар-жырау, сподвижник и ближайший советник отзывался о нём как о человеке скором на расправу, но очень быстро бравшим себя в руки, тем не менее он никогда не забывал никаких обид, даже самых мелких. Возможно без своего советника Абылай уже в первые годы своего правления был бы убит или свергнут, потому что только колоссальный авторитет Бухар-жырау иногда сдерживали готовые вырваться наружу враждебные Абылаю силы степной аристократии. Именно поэтому ему было позволено говорить то, что другим запрещалось, слышать то, что другим запрещалось, и наконец видеть то, что другим запрещалось.

Великий хан Абылай являлся детищем своей эпохи. Он сумел не только сохранить, но и, отчасти даже приумножить, то, что было до него. Какой бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками, он всё делал правильно, только беспощадная жестокость и хитрость могли держать в узде вольных степных султанов. Только умение жертвовать малым во имя сохранения большего, могло остановить яростный натиск джунгар. Только изощрённое искусство дипломатии и даже двуличности могли спасти ханство от поглощения Российской или Китайской империями. И я считаю что политика «льва и дракона» себя оправдала.