Религия как общественная подсистема
4. По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Общество представляет собой сложную систему, которая характеризуется рядом признаков. Прежде всего это такая система, которая способна быть автономным, самотождественным образованием. Это — сложносоставное явление, обладает гетерогенностью (греч. heterogenes – разнородный) строения, т. е. включает неоднородные части (элементы). Важно подчеркнуть, что части (элементы) в системе не суть механическое нагромождение составляющих, а образуют взаимосвязанные ингредиенты, опосредующие друг друга и свое целое. Взаимозависимость частей и целого находит выражение в интегральных свойствах — связях системы, которые обеспечивают ее стабильность. Если эти свойства-связи расшатываются, система утрачивает свою стабильность. Элемент системы, в свою очередь, может быть системой, так сказать, менее высокого порядка — подсистемой, по отношению к которой можно применить с соответствующей конкретизацией те же принципы системного рассмотрения.
В первобытном обществе религия в качестве относительно самостоятельного образования еще не выделилась. Как уже отмечалось, верования (фетишизм, тотемизм, анимизм, преанимизм, магия и др.) и связанные с ними ритуалы, вплетенные в первобытно-мифологический синкретический комплекс духовно-практической деятельности, образовывали своеобразную проторелигию. В дальнейшем, становясь относительно самостоятельной областью духовной жизни, религия все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов. В развитых религиях можно выделить: религиозное сознание, деятельность, отношения, институты и организации. Интегрирующим компонентом духовной сферы, в том числе и религии, является сознание. В соответствии с содержанием сознания развертывается деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации, в которых сознание находит «инобытие», объективируется.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет соответствующие функции. История показывает, что религия имела в разных обществах разный статус. В разных типах общества и цивилизаций, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле ее действия неодинаковы. В одних случаях религиозное сознание доминирует. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей цепи деятельности. Религиозные отношения «налагаются» на другие общественные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую. В других обществах религиозное сознание не является доминирующим; наряду с ним развиваются различные формы светского сознания. Религиозная деятельность постепенно выделяется из общей цепи деятельности и локализуется в определенном месте и времени. Проявляется тенденция снятия с общественных связей «печати» религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности. Существуют и такие общества, в которых влияние религиозного сознания ослабевает, здесь доминирует светское сознание. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежат разным институтам.
- Понятие «религии» в культурах мира
- Типы определений
- Религия необходимо возникает в процессе становления человека
- Религия как способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения
- Религия как отражение действительности
- Религия как общественная подсистема
- Религия как феномен культуры
- Религиозная культура
- Религиозная личность