74) Советская архитектура, скульптура и живопись (1920-е – 1980-е гг.)
Советская архитектура:
С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры, оппозиционной традиционализму. Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, радио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга.
Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль.
Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.
В начале 1930-х гг. резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры.
Расформировываются все свободные творческие группировки, идеологически опасными объявляются новаторские течения в архитектуре и искусстве, власть навязывает художникам конкретные требования к художественной форме творчества, выразившиеся сначала в частичном, а затем и в полном возврате к традиционализму. Централизация отечественного искусства воплотилась в форме творческих союзов, которые отражали иерархию работников искусства в СССР.
Большой интерес представляет архитектура первой половины 1930-х гг., в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики, возникшие в Европе в 1910-х гг., ведется разработка упрощённых ордерных построений. Начинают формироваться новые самобытные тенденции, близкие в формальном плане к европейскому и американскому артдеко. В середине-конце 1930-х гг. - эпохе, отмеченной страшной печатью массовых репрессий, наметился первый затяжной кризис советской архитектуры. Продлился он до конца 1950-х гг. Этот период характеризуется полным возвратом к традиционным формам в русле прямого заимствования исторического наследия. Это фактически свело архитектурное проектирование к увражной и стилизаторской работе.
Куда более вариативной становится стилевая гамма советской архитектуры общественных зданий в 1970-х-1980-х гг. Жилая архитектура при этом до конца существования СССР остается практически вне сферы полноценного индивидуального архитектурного творчества. В русле советского модернизма 2-й волны возникает монументальное направление, которое можно условно назвать «безордерной классикой». В нем появлялись такие нехарактерные для ортодоксального модернизма черты, как строгая осевая симметрия планов и фасадов, выражение на фасадах тектоники стоечно-балочной системы с упрощенными колоннами и антаблементом, выявление в объемно-пространственных композициях таких качеств как монументальность, тяжесть, устойчивость и т.д.
Особого внимания заслуживает архитектурная жизнь СССР 1980-х гг.
Тогда на фоне официальной государственной архитектуры, создававшейся в стенах проектных институтов, неожиданно ярко, в полный голос заговорили молодые самостоятельные авторы. Возникшая в 1980-е гг. мощная волна «бумажной» архитектуры, выразившая позицию поколения архитекторов-нон-конформистов создала прецедент для новых формальных и эстетических поисков и легла в основу современной нам архитектурной жизни. Многие архитекторы, работающие сегодня в индивидуальных творческих мастерских, активно проектирующие и строящие, начали творческое формирование в среде советских «бумажников» 1980-х гг.
В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие Скульптура принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в Скульптура, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко — к созданию декларативно антигуманистических образов.
Советская школа живописи основывалась на лучших достижениях изобразительного искусства второй половины ХIХ – начала ХХ веков.
Большинство художников CCCP были учениками мастеров этого времени. Продолжая традиции русской реалистической школы, советские живописцы великолепно владели рисунком, мастерски передавали форму и цвет. Их творчество сохраняет высокий духовный потенциал.
Детские образы остаются по-прежнему трогательными и непосредственными.В советской живописи характерно стремление выразить новые, значительные черты жизни детей этого периода: все пронизано любовью к жизни, ощущением счастья и оптимизма.
- Культурология как наука.
- Структура и междисциплинарные связи культурологии.
- 3) Основные этапы развития научного знания о культуре.
- 4) Марксистская школа изучения культуры.
- 5) Психоаналитическая школа изучения культуры (з. Фрейд, к. Юнг).
- 6) Концепция культуры н. Данилевского.
- 7) Общественно-историческая школа культурологии (о. Шпенглер, а. Тойнби).
- 8) Социологическая школа культурологии (м. Вебер, п. Сорокин).
- 9) Типологическая школа культурологии (ф. Ницше, н. Бердяев, к. Ясперс).
- 10) Структуралистическая школа культурологии (к. Леви-Стросс).
- 11) Культура: понятие, особенности, функции.
- 12) Духовная и материальная культура. Морфология культуры.
- 13) Место культуры в системе бытия.
- 14) Человек как субъект культуры. Идентичность. Инкультурация.
- 15) Культурные ценности и нормы.
- 16) Культурные традиции и инновации. Культурная модернизация.
- 17 )Основные семиотические понятия культуры. Межкультурная коммуникация.
- 22) Национальная и массовая культуры.
- 27) Первобытное искусство.
- 28) Духовная культура первобытных людей. Ранние формы религии.
- 29) Характерные особенности культуры Древнего Востока.
- 30) Мифология, религия, письменность и наука Древнего Египта.
- 31) Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.
- 32) Характерные особенности античной культуры. Понятие полиса.
- 33) Научные и философские знания Древней Греции и Древнего Рима.
- 34) Мифология Древней Греции и Древнего Рима.
- 35) Литература и театр Древней Греции и Древнего Рима.
- 36) Изобразительное искусство Древней Греции и Древнего Рима (скульптура, керамика, живопись).
- 37) Архитектура Древней Греции и Древнего Рима.
- 38) Характерные черты средневековой западноевропейской культуры. Культура отдельных сословий.
- 39) Средневековое искусство Западной Европы. Романский и готический стили.
- 40) Культура эпохи Возрождения: понятие и основные черты.
- 41) Итальянское возрождение.
- 42) Реформация и Северное Возрождение.
- 43) Характерные особенности западноевропейской культуры Нового времени.
- 44) Философская и общественная мысль эпохи Просвещения в Западной Европе
- 45) Основные направления философской и общественной мысли Западной Европы XIX в. : немецко-классическая философия, марксизм, позитивизм.
- 46) Художественные стили западноевропейской культуры XVII – XVIII вв.: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.
- 47) Художественные стили западноевропейской культуры XIX в.: романтизм, реализм, основные течение модернизма
- 48) Характерные черты мировой культуры Новейшего времени.
- 49) Мировое искусство хх в. – основные стили, черты и проблемы.
- 50) Исторические условия формирования и особенности русской культуры.
- 51) Крещение Руси: причины, методы, последствия, и влияние на развитие культуры.
- 52) Письменность и литература Руси X-XV вв.
- 53) Архитектура Руси 10-15 вв.
- 54) Живопись Руси 10-15 вв. Андрей Рублев. Феофан Грек. Дионисий.
- 55) Московская Русь как центр формирования великорусской культуры в 14 начале 16 в.. Концепция «Москва – третий Рим».
- 56) Основные черты русской культуры 16-17 вв.
- 57) Архитектура и живопись России 16-17 вв.
- 58) Литература и общественная мысль России 16-17 вв.
- 59) Преобразования Петра I в области культуры и их значение.
- 60) Русское просвещение как особое явление национальной культуры.
- 61) Русский классицизм как общехудожественный стиль: архитектура, скульптура, живопись, литература.
- 62) Основные тенденции в развитии русской культуры 19 в.
- 63) Русская архитектура 19 века.
- 64) Живопись и скульптура в России 19 века.
- 65) Русская литература 19 века.
- 66) Общественная мысль в России в 19 в. Основные этапы и течения.
- 67) Русская наука 19 в.
- 68) Образование в России 19 в.
- 69) «Серебряный век» русской культуры: новые ценности и духовный кризис.
- 70) Культура русского зарубежья 20 в.
- 71) Октябрьская революция 1917 г. И проблемы культуры.
- 72) Этапы и характерные черты развития советской культуры.
- 73) Культура в годы Великой Отечественной войны.
- 74) Советская архитектура, скульптура и живопись (1920-е – 1980-е гг.)
- 75) Советская литература (1920-е – 1980-е гг.)
- 76) Наука и образование в ссср (1920-е – 1980-е гг.)
- 77) Перестройка в ссср и проблемы культуры
- 78) Современная социокультурная ситуация в России.