logo
7 Гендель

Оратория «Самсон»

Оратория «Самсон» основана на известном библейском эпизоде из истории противостояния израильтян и филистимлян. Действие оратории начинается уже после пленения и ослепления Самсона, то есть с наиболее трагичной точки повествования. Композиция оратории складывается из трех частей. Первая – экспозиция, в которой выводятся главные герои и дается завязка драмы. Вторая – введение новых персонажей, а также развитие и непосредственное столкновение героев, и, наконец, третья – кульминация и героико-трагическая развязка оратории. Драматургия «Самсона» основана на противопоставлении двух противоборствующих народов, которые раскрываются как в конкретных персонажах, так и в обобщенно-хоровых характеристиках.

Музыкальная характеристика израильтян представлена образами Самсона, Маноа и Михи (каждый из которых наделен рядом сольных и ансамблевых номеров), а также хоровыми номерами. И каждый из героев, и хоровые номера показаны достаточно разнопланово. Главный герой – Самсон – экспонируется в 1 части в арии (№4, ми минор). Его первая музыкальная характеристика трагична и, несмотря на логично ламентозную интонационность, достаточно сдержанна. Первые фразы еще несут на себе отголоски героики (элементы маршевого пунктира, призывно-восходящие мотивы), но постепенно мелодическая линия насыщается паузами, диссонансами, широкими скачками, тем самым становясь более напряженной и декламационной, что приводит к трагической кульминации этой небольшой арии. Иной характер арии в 3 части (№24, си-бемоль мажор) – Самсон готов к подвигу, он спокоен и мужественен. Мелодия арии основана на чередовании поступенных мотивов и ходов по звукам трезвучий. Появляющиеся в процессе развития опевания-юбиляции, закрепляют светлый характер арии. Ария Маноа из 1 части (№7, ре минор) также косвенно характеризует Самсона, поскольку отец Михи повествует о былых подвигах героя и скорбит о настоящем. Соответственно этому ария состоит из двух разделов, первых из которых, в быстром темпе, насыщен героическими интонациями, юбиляциями, пассажами, а второй – резко контрастируя с первым – излагается медленно, основываясь прежде всего на ламентозных нисходящих секундах.

Столь же разноплановы и хоры израильтян. Показателен хор, следующий за арией Самсона в 1 части (№5, ля минор). Он, как и ария Маноа, состоит из двух разделов. Первый – хоральная молитва, которая сменяется повелительным возгласом «Да будет свет» и последующим ликованием. Концентрация столь контрастных интонаций на достаточно коротком временном пространстве не только показывает многогранность эмоциональных состояний израильтян, но и воплощает почти изобразительный эффект луча света, прорезающего тьму. Второй раздел хора – излагается полифонически, он насыщен стреттами, что придает звучанию динамику и драматизм.

Филистимляне экспонируются иначе. Их начальный хор (№2, ре мажор) основан на типичных интонациях празднующих победителей: это фанфара и ликующие пассажи-юбиляции. Но Гендель находит очень интересный прием, показывающий фальшь происходящего: фанфарные интонации он поручает певцам, а опевания-пассажи – оркестру, что сразу придает некоторую неестественность происходящему.

Замечетельна и музыкальная характеристика «героя» филистимлян Харафы. В его арии (№17, си-бемоль мажор), как и в хоре филистимлян звучат и фанфары, и ликующие пассажи, но они поручены оркестру. Певцу же «достаются» гаммообразное движение, скачки на октаву и, достаточно долгие примитивные секвенции, окончательно развенчивающие этого вояку. Далила показана более разнопланово. В сценах с Самсоном она продолжает изображать любящую жену: ее ария (№14, си минор) лирична, интонации основаны на мягких синкопах и опеваниях. Совсем иной мы видим ее в 3 части, где именно ария Далилы (№26, ми минор) открывает финальный раздел оратории: пир филистимлян, во время которого Самсон совершит свой подвиг. В этой арии показаны ее решительность, энергия: интонации ритмически четки, размашисты, широки по диапазону и каденционно утвердительны.

Кульминация оратории – эпизод разрушения храма и следующий за ним хор филистимлян (№№ 28-29, соль минор). Первый – лаконичен и изобразительно четок, он излагается в оркестре, дополненном репликами Михи и Маноа. Пунктирные ходы по звукам трезвучия сменяются хроматическими нисходящими терциями на остинатном басу. Эта же тема звучит в оркестре и в хоре, интонации которого основаны на трагических, как бы мечущихся по регистрам возгласах-перекличках погибающих филистимлян, постепенно затихающих в развалинах.

В целом, «Самсон» являет собой образец синтеза оперно-ораториального стиля Генделя, сочетающего в себе эпическую, монументальную повествовательность и яркий драматизм в характеристиках персонажей и событий.