Билет 5 Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании
Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают так называемые общественно-экономические формации - ступени в историческом развитии общества, определяемые способом производства и производственными отношениями, которые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.
Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.
Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.
В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 - 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял историю человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.
Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 - 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в /922 г. В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.
В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.
Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.
В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.
Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.
- Билет 1 Предмет истории как науки, цель и задачи ее изучения.
- Билет 2 (см. Также билет 4) Становление российской многопартийности (до февраля 1917 г.). Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века
- Билет 3 Билет 4 (см. Также билет 2)
- Билет 5 Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании
- Билет 6 Российская культура в 19 веке Культура России в первой половине XIX века
- Культура России во второй половине XIX века
- Билет 7 Понятие «цивилизации», типы цивилизаций, фазы цивилизаций
- Билет 8 Столыпинская модернизация и ее результаты.
- Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия
- Билет 9 Принципы изучения исторических фактов
- Билет 10 Реформы с. Ю. Витте
- Билет 11 Место России в мировой цивилизации
- Билет 12 Предпринимательство в России 19-20 в.
- Билет 13 Образование древнерусского государства
- Билет 14 Особенности российского парламентаризма. 1-4 гос.Думы
- Билет 15 Принятие христианства на Руси.
- Билет 16 Социально-политическое развитие России от февраля до октября 1917 г
- Билет 17 Методы и источники изучения истории.
- Билет 18 Развитие Руси в период раздробленности.
- Билет 19 Культура Киевской Руси
- Билет 20 Альтернативы развития России после Февраля 1917 г.
- Билет 21 Причины возвышения Москвы.
- Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы
- Предпосылки и альтернативы воссоединения русских земель Причины возвышения Москвы
- Завершение объединения земель вокруг Москвы и образование централизованного государства
- Билет 22 Гражданская война в России.
- Гражданская война и военная интервенция в России
- Билет 23 Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства
- Билет 24
- Билет 25 Смутное время: причины, основные этапы, исторические итоги.
- Билет 26 Индустриализация и коллективизация в ссср
- Билет 27 Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
- Билет 28 Россия, ссср в период нэПа.
- Билет 29
- XVII в. — кризис Московского царства
- Билет 30 Основные периоды и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 гг.
- Билет 31 Теория модернизации. Особенности Российской модернизации.
- Билет 32 Советское общество в послевоенный период (1945 – март 1953 гг.).
- Билет 33 Реформы Петра I, их цели и методы проведения.
- Билет 34 Причины формирования культа личности Сталина. Общественный строй ссср в 30-е годы.
- Билет 35 Особенности Российской модернизации.
- Билет 36 Реформы Хрущева, Косыгина
- Билет 37 Реформы Александра 1 и Сперанского
- Второй этап реформ
- Билет 38 Гражданская война в России. Красный и белый террор.
- Билет 39 Отечественная война 1812г.
- Билет 40
- Эпоха «застоя».
- Ссср в середине 60 – 80-х гг. Хх в.:
- Нарастание кризисных явлений.
- Билет 41 Великие реформы Александра II.
- Билет 42 Причины и сущность «холодной войны»
- Изменения в мире после Второй мировой войны. Начало «холодной войны»
- Внешняя политика ссср во второй половине 50-х - начале 60-х гг
- Внешняя политика ссср в 1965-1985 гг
- Билет 43 Народничество Революционное движение в 60-70 годах XIX века
- Билет 44 Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.
- Билет 45 в современной науке выделяют три эшелона модернизации:
- Билет 46 Основные направления государственного регулирования экономики современной России.
- Билет 47 Особенности капиталистической эволюции на рубеже веков. Экономическое развитие России в начале XX века
- Билет 48 содружество независимых государств
- Билет 49 Основные черты развития капитализма в России 19-20 в.
- Особенности развития капитализма в России.
- Билет 50 Современная Россия и ее место в мировом сообществе