II. Реформы 50-х гг.
1. Административные реформы:
а) Увеличение состава Боярской думы (появляются думные бояре и думные дьяки).
б) 1549 г. – созыв первого Земского собора. В него входили представители разных сословий: Боярская дума, Священный собор, дворяне, городская верхушка (посадские люди - купцы, ремесленники).
Это говорит об оформлении в России сословно-представительной монархии. «Соборы» созывались по желанию царя и имели законосовещательный характер.
в) Появляется система органов исполнительной власти – приказы, ведавшие той или иной отраслью: посольский, челобитный, разрядный, разбойный приказ ==> Сибирский приказ (контролировал Сибирь). В приказах работали дьяки и подьячие.
[приказы ---> 1718 г. коллегии ---> 1808 г. министерства ---> 1917 г. наркоматы ---> 1946 г. министерства]
г) С 1556 г. начинается отмена кормленщиков. Вместо них управление на местах передавалось земским старостам и городовым приказчикам («излюбленная голова»).
Всех избирали из местных дворян. В отдельные уезды и города назначались воеводы.
2. Военные реформы:
а) Появляется «Уложение о службе», которое упорядочило военные обязанности феодалов. И бояре, и дворяне были обязаны выставить войско (определенное количество людей с оружием и лошадьми), в случае невыполнения этой обязанности феодал платил штраф.
б) Появляется войско стрельцов. Стрельцы набирались из посадских людей, им платили жалование, они получали всё необходимое. Стрельцы сохраняли свой дом, семью, хозяйство.
3. 1550 г. – «Судебник Ивана IV».
Он обновил устаревшие законы, ввел единую измерительную систему для страны (весы, длины, деньги). Юрьев день подтверждался, а сумма пожилого увеличивалась.
4. 1551 г. – «Стоглавый церковный собор».
Собор упорядочил отношения церкви и государства, ввел единые нормы церковной и монашеской жизни. Церковное землевладение сохранялось, но резко ограничивались возможности его увеличения.
Данные реформы являлись безусловно положительными и способствовали централизации. Но они перестали устраивать самого царя, т.к. они не усиливали его личную власть. Иван IV начинает вести новую политику.
В сер. 50-х гг. Иван IV сильно заболел. Он приказал боярам присягнуть его малолетнему сыну. Многие бояре делали это неохотно, а иные вовсе отказались. Царь запомнил это поведение бояр. В конце 50-х гг. между царем и «Избранной Радой» произошел конфликт по вопросу внешней политики. Царь вырос, и ему требовались не советники, а слуги. К тому же, в нач. 60-х гг. умирают наиболее близкие Ивану люди – жена Анастасия и митрополит Макарий. Иван распускает «Избранную Раду» и готовит новый внутриполитический курс.
Три группы исторических мнений о сущности опричнины.
1) Русские историки XIX в.:
Опричнина – это бессмысленный и кровавый террор безумного царя, который пытался истребить мнимую боярскую измену.
2) Советские историки:
Опричнина – это репрессивная политика, направленная против боярской реакции и объективно способствующая централизации.
3) Российские историки (Альшиц):
Опричнина – это первое жесткое проявление универсального метода русского самодержавия, с помощью которого оно уничтожало явных и возможных своих противников, способных ограничить абсолютную власть.
В декабре 1564 г. царь со всем своим имуществом, семьей и новыми приближенными (Малюта Скуратов, князь Вяземский, отец и сын Басмановы и др.) уезжает в Александровскую слободу. Оттуда Иван высылает в Москву 2 грамоты: первую – Боярской думе, а вторую – через митрополита народу. Царь сообщает, что отказывается править страной, т.к. не может этого делать в условиях постоянной измены. При этом он просит у народа прощения и ни в чем его не винит. План сработал. Народ требует, чтобы бояре вернули царя, и к царю направляются боярские делегации. Бояре умоляют царя вернуться, и он соглашается при условии введения опричнины (от «опричь» - кроме).
III. Опричнина.
Вся страна делится на 2 части: опричнину и земщину. В опричнину вошли центральные уезды и другие территории. Здесь правил Царь. Он создает особое опричное войско, которое должно было «истреблять измену». В земщине правила Боярская дума, но и там царь контролировал ситуацию.
Осенью 1564 г. в Ливонской войне была разбита русская армия, которой командовал князь Курбский. В 1564 г. он сбежал в Литву. Это – повод, чтобы обвинить бояр в измене Начинаются убийства и казни бояр. Затем репрессии перекидываются на всё общество.
Митрополит Филипп выступил против опричнины и публично потребовал от царя е отмены. Через некоторое время митрополит был низложен, а потом – убит.
Своего апогея (наивысшей точки) опричнина достигает в 1569-1570 гг., когда Иван IV Грозный совершил поход на Новгород, обвинив его в измене (боярская республика вела пролитовскую политику). Два месяца шли массовые казни. Новгород потерял до половины населения и навсегда утратил значение северного центра.
Но опричники не могли выполнять обычнее военные функции:
В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей прорывается через опричный заслон к Москве и сжигает ее. Начинаются казни самих опричников. А в 1572 г. опричнина была официально отменена. Однако общий характер репрессивной политики сохранился вплоть до смерти царя. Сам Иван грозный был убежден в разумности своей политики. Он искренне был убежден в божественности своей власти. Никто в эту власть вмешиваться не должен, а непонимающие должны быть наказаны.
Свои мысли Иван IV изложил в переписке с Андреем Курбским, который бежал в Литву в 1564 г. Иван абсолютно не понимал, как с кем-то можно делить власть. В письме к английское королеве Елизавете он писал: «А баба ты скверная, поскольку у тебя в государстве помимо тебя мужики власть имеют».
Вывод: Иван Грозный добился своей цели: его власть была огромной, страшной и неограниченной. Но за это Россия заплатила разорением земель, социально-экономическим кризисом, поражением в Ливонской войне и, вероятно, будущим смутным временем. Важное событие происходит в 1581 г. – появляются заповедные лета (срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день) – очередной этап закрепощения крестьян.
- Восточные славяне в древности.
- Становление древнерусского государства IX-X вв.
- Политическое и социально-экономическое развитие Руси в XI-XII вв.
- 1019-1054 Гг. – правление Ярослава Мудрого.
- 1113 – 1125 Гг. – правление Владимира Мономаха.
- 1147 Г. – первое упоминание о Москве.
- 1157-1174 Гг. – правление Андрея Боголюбского.
- 1176 – 1212 Гг. – правление Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.
- Культура домонгольской Руси.
- Борьба с иноземной агрессией в XIII в.
- Начальный этап централизации. XIV в.
- 1303-1325 Гг. – правление Юрия Даниловича.
- Завершающий этап централизации. XV-XVI вв.
- Образование русского централизованного государства. Деятельность Ивана III (1462-1505).
- Русская культура XIV-XVI вв.
- 1564 Г. – начало книгопечатания в России.
- II. Реформы 50-х гг.
- Внешняя политика Ивана IV Грозного.
- Россия в конце XVI в.
- 1584-1598 Гг. – правление Федора Ивановича.
- 1598-1605 Гг. – правление Бориса Годунова.
- Смутное время.