logo search
sovremennaja_Russia

Культура в современной России

В начале 90-х гг. XX века в России сложилась новая ситуация области культуры, обусловленная проведением либерально-радикальных реформ. Культура практически лишилась поддержки государства, что привело к ее коммерциализации, к ориентации на массового потребителя. Сокращение государственного финансирования в бедственное положение поставило музеи, театры, библиотеки. Резко упали тиражи литературных газет и журналов, шло снижение художественного уровня произведений литературы и искусства – книжный рынок стал заполняться многочисленными детективами, «дамскими романами» и пр. Телевидение делало ставку на низкопробные зарубежные сериалы и разнообразные телешоу. За 90-е годы практически не появлялось новых имен в литературе, искусстве, не потому что не было талантов, а потому, что крайне трудно было пробиться, так как для «раскрутки» новых «звезд» требовались огромные деньги. Исключение при этом составил шоу-бизнес, где за последнее десятилетие появилось огромное количество звезд-однодневок. С другой стороны переход к рыночным отношениям сделал регулятором творческого процесса потребителя художественных ценностей – зрителя, читателя, слушателя, а не различные государственные и общественные инстанции.

В 90-е гг. государство тратило огромные средства для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы, 300-летие Петербурга и др.), имеющих идеологическое значение. Был восстановлен храм Христа Спасителя, в Москве создан целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З. Церетели (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, памятник Петру I и др.), во многих городах и селах восстанавливаются и строятся новые церкви и храмы. К началу XXI в. в культуре и искусстве наметились позитивные тенденции. Расширилась сфера художественного творчества, стали появляться новые организационные формы: культурно-творческие общества, новые театры, проводиться художественные выставки, музыкальные, теле- и кинофестивали. В последние годы больше внимания стали уделять поддержанию научных, образовательных учреждений, библиотек, музеев, памятников истории и культуры. Реставрирован Большой Кремлевский Дворец, восстановлен Храм Спаса на Крови, отремонтированы Третьяковская Художественная Галерея, Большой театр, Государственная публичная библиотека, по последнему слову техники оборудован Российский государственный исторический архив и др. Положительным фактом является восстановление в своих законных правах религиозной культуры всех народов нашей страны, привлекается внимание к историческим традициям и культуре различных народов нашей многонациональной Родины.

С рубежа XX-XXI вв. начинается возрождение отечественного кинопроизводства. На широкие экраны вышли картины, затрагивающие простые и понятные каждому проблемы поиска справедливости, ценностных ориентиров, личной свободы, любви - «Утоленные солнцем» Н. Михалкова, получивший в 1995 г. премию «Оскар», «Возвращение» С. Звягинцева, получивший Гран-при Венецианского кинофестиваля в 2003 г. В поисках консолидирующего начала режиссеры все чаще стали обращаться к истории России, классике русской литературы – «Идиот» по одноименному роману Ф.М. Достоевского, получивший целый ряд премий ТЭФИ, «Мастер и Маргарита» по роману В.А. Булгакова, «В круге первом» - А.И. Солженицына и др. К 60-летию победы в Великой Отечественной войне было экранизировано несколько произведений советских писателей, что сделало их произведения доступными для молодого поколения, к сожалению мало читающих подобную литературу: «В августе 44-го», «Конвой PQ-17» (В. Пикуль), «Штрафбат», «Московская сага» (В. Аксенов) и др. С 2004-2005 гг. российские фильмы становятся лидерами отечественного кинопроката, потеснив господство голливудских картин: «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Т. Бекманбетова, «Турецкий гамбит» Д. Файзиева, «9 рота» Ф. Бондарчука доказали, что отечественный кинематограф не только жив, но и может иметь коммерческий успех.

Усиливается еще одна положительная тенденция в культурной жизни современной России - оживление региональных культур, возрождение краеведения. Не угасает, а развивается самодеятельное непрофессиональное художественное творчество в городах и селах, клубно-культурные массовые формы досуга, восстанавливаются забытые художественные промыслы. Профессиональные артисты разных жанров работают в стиле «этно» - ансамбли «Русская песня» (Н.Бабкина) и «Золотое кольцо» (Н.Кадышева), оперный певец Д.Хворостовский, певица Л.Сенчина, артист М. Евдокимов и др. Огромной популярностью пользуется ансамбль народного танца под руководством народного артиста И.Моисеева, отметившего в 2006 г. свой столетний юбилей.

Во всем мире по-прежнему высоко ценится русский балет. Звездами мировой величины без сомнения являются балерина М.Плесецкая, балетмейстер В.Васильев, Андрис и Ильзе Лиепа (инициаторы глобального культурного проекта «Русские сезоны. XXI век».). В последнее десятилетие русская школа балета пополнилась целым рядом известных имен: Н. Цискаридзе (премьер Большого театра), Д.Вишнева и У.Лопаткина (примы Мариинского театра), С.Захарова (Большой театр), А.Волочкова и др. Славу русской музыкальной школы успешно поддерживают композиторы А.Эшпай, Р.Щедрин, А.Рыбников; дирижеры В.Гергиев, В.Федосеев, В.Спиваков, М.Плетнев; музыканты М.Ростропович (виолончель), М.Венгеров (скрипа), А.Володин (фортепиано), Г.Гродберг (органист), Е.Мечетина (пианино), А.Уткин (гобой); оперные певцы Д.Хворостовский, Л.Казарновская, Е.Образцова и др.