logo
sovremennaja_Russia

Российская наука и образование в конце XX – начале XXI вв.

В результате сокращения государственного финансирования начался процесс коммерциализации учебных и научных учреждений. В государственных ВУЗах были созданы коммерческие отделения, число студентов на них росло за счет сокращения бесплатного приема. Платной стала аспирантура. И в средней и в высшей школе активно формировался негосударственный (частный) сектор образования. Это привело к тому, что для многих молодых людей из малообеспеченных семей сокращается возможность получения высшего образования. Российская система образования все больше сближается в своих стандартах с европейскими. В ходе модернизации российского образования в 2002 г. был предпринят эксперимент по проведению Единого Государственного Экзамена, который по мнению его инициаторов, должен обеспечить учащимся всех регионов страны равные условия для поступления в ВУЗы. Эти новации находятся в поле зрения общества, активно обсуждаются, так как общество не желает разрушения ныне действующей конкурентоспособной, одной из лучших в мире государственной системы образования. В современных условиях фактором развития общества становится использование новейших информационных технологий, включая «Internet». Информатизация в сфере образования и воспитания делает доступным молодому поколению многие достижения отечественной и мировой науки и культуры, что позволяет интенсивно наращивать образовательный и культурный потенциал личности.

Ощутимый урон понесла фундаментальная наука: академическая, вузовская, отраслевая, так как отсутствие финансирования привело к свертыванию научно-технического потенциала НИИ и ВУЗов. В результате сокращения финансирования численность занятых в сфере науки за 1991–1996 гг. сократилась с 4,2% до 2,5%. По некоторым оценкам за годы реформ из России выехало свыше 125 тысяч научных работников. Многие научные учреждения были ликвидированы или свернули научную работу. Однако несмотря на эти трудности в российской фундаментальной науке есть и существенные успехи и достижения. В 2000 г. лауреатом Нобелевской премии в области физики стал академик Ж.И. Алферов, а в 2003 г. – физики В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов (последнее десятилетие проживающий в США). Многие научные разработки соответствуют мировому уровню, но не могут быть внедрены в производство многие разработки из-за отсутствия средств. Прикладная наука постепенно приспосабливается к рыночным условиям, ищет новые формы сотрудничества с хорошо работающими предприятиями, коммерческими структурами, зарабатывает средства для проведения экспериментов, приобретения оборудования, на приемлемую оплату труда специалистов.

В целом, для современной России характерны не только разрушительные тенденции, но и охранительные, возрождающие и укрепляющие исконные традиции и ценности. Все полнее начинает реализовываться идеал социокультурной полноты, отличающийся многообразием, взаимодействием и единством разных ценностей отечественной и мировой культуры. Одновременно действует исторически сложившийся механизм самосохранения российской культуры с характерной инерционностью, сопротивлением модернизационным процессам. И только время покажет, какой вектор разрушительный или созидательный в этом переходном состоянии будет определяющим.

Таким образом, конец XX – начало XXI вв. оказался критическим периодом в истории страны. Реализация инициированного Президентом Б.Н. Ельциным курса либерально-радикальных экономических реформ не привела к стабилизации политической сферы и экономики. В.В. Путин, продолжил модернизацию страны с целью обеспечения демократического развития России, становления цивилизованного рынка и правового государства. Реформы 2000-2005 гг. привели к определенным позитивным сдвигам, но еще не преодолена зависимость от внешней конъюнктуры. Негативно влияют на развитие страны противоречия в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Новый президент реформирует исполнительную, законодательную и судебную власти, согласованно работает с парламентом, укрепляет новую российскую государственность.