19 Апреля 1900 г. Великий маринист скончался. По последней воле художника его похоронили в ограде армянской церкви св. Саркиса в Феодосии.
Кара-Мурза
В развитии армянской национальной музыки несомненны заслуги Христофора Кара-Мурзы. Родился он в 1854 г. в Карасубазаре. Научившись играть на фортепиано, читать и писать ноты, он получал частные уроки по музыке и до 1882 г. в родном городе организовывал четырехголосные хоры, давал концерты. X. Кара-Мурза не только собирал армянские духовные и народные песни и перелагал их на ноты, но и организовывал их исполнение.
В 1892 г. он переехал в Закавказье, где обходил армянские села, города, создавал хоры, давал концерты, собирал песни, одновременно сочинял собственные произведения. За семнадцать лет, начиная с 1885 г., вплоть до своей кончины (1902 г.), X. Кара-Мурза успел в 4-х городах организовать 90 хоров (каждый из них объединял от 40 до 150 членов), дать 248 концертов, написать и обработать 320 песен, создать 6 самостоятельных произведений.
Махтесян
Талантливым последователем И. Айвазовского был Эманвел Махтесян (1857-1908). Он родился и вырос в Армянске. В кругу петербургских искусствоведов Э. Махтесян считался продолжателем традиции И. К. Айвазовского, у которого совершенствовал свое мастерство. О широком признании искусства Э. Махтесяна свидетельствует тот факт, что его работы демонстрировались на выставках передвижников и в залах Академии художеств в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе.
В 1896 г. Э. Махтесян открыл в Симферополе собственную картинную галерею, где демонстрировал свои работы.
РОПИК
Армянская интеллигенция участвовала в работе Российского общества по изучению Крыма (РОПИК). В начале деятельности общества была опубликована статья его активного участника врача И.Саркизова <Лечебное значение Крыма>. Он же был одним из авторов путеводителя <Крым>, выпущенного Московским физиотерапевтическим обществом и РОПИКом. В составе инициативной группы Евпаторийского отделения РОПИКа были врач Э. Зарифьянц, Д. Беркчиянц, членом правления и казначеем Феодосийского отделения состоял известный художник, директор картинной галереи И. К. Айвазовского Н. С. Барсамов.
Работая в галерее, искусствовед и исследователь Р. Барсамов вместе с сотрудниками постоянно пополнял ее новыми находками. Ими была собрана коллекция произведений учеников Айвазовского - Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, также К. Богаевского, М. Латри, М. Волошина. В 1930 г. вышла первая книга об Айвазовском, написанная Барсамовым. Благодаря самоотверженным действиям Н. Барсамова картинная галерея И. К. Айвазовского была спасена накануне фашистской оккупации Феодосии.
Спендиаров
В числе выдающихся деятелей армянской музыкальной культуры достойное место занимает великий армянский композитор Александр Афанасьевич Спендиаров (Спендиарян).
А. Спендиарян родился в 1871 г. в Каховке, куда переселился его дед в 1855 г. из Армянского Базара (г. Армянск). Но в 1877 г. семья вновь вернулась в Крым и поселилась в Симферополе.
Талант А. Спендиаряна в искусстве, особенно изобразительном и музыкальном, проявился в раннем возрасте. Изготовленные шестилетним Александром бумажные птицы и животные были до того совершенны, что Айвазовский, частый гость в доме Спендиарянов, забрал их с собой в Петербург в Академию художеств. Но Александру не суждено было стать художником. Он избрал путь композитора, учась сначала у Н. С. Кленовского. а затем у Н. А. Римского-Корсакова.
- Немцы. Формирование немецкого населения Крыма.
- Виды хозяйственной деятельности
- Вероисповедание
- Праздники
- Крымские немцы в годы гражданской войны
- Места компактного расселения
- Культурная жизнь
- Первые поселения
- Выселение из Крыма
- Восстановление колонии
- Хозяйственная деятельность
- Общественная жизнь
- Деятельность церкви
- Культура
- 19 Апреля 1900 г. Великий маринист скончался. По последней воле художника его похоронили в ограде армянской церкви св. Саркиса в Феодосии.
- 5 Июня 1900 г. А. Спендиарян считал началом своей творческой жизни. В этот день впервые было исполнено его крупное симфоническое произведение "Концертные прелюдии".
- Тярндарач (Сретение Господне, 14 февраля)
- Барекендан (Масленица)
- Святой Саркис
- Затик (Пасха)
- Амбарцум (Вознесение)
- Святой Крест
- Болгары Краткая справка
- Вторая и третья волна переселения
- Греки в Крыму
- Балаклавские греки
- Численность и районы проживан
- Греческое население Крыма в 20-30-е гг. Хх века
- Депортация
- 27 Июня 1944 г. Войска нквд приступили ко второму спецпереселению. Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в одних и тех же эшелонах.
- Происхождение
- Территория проживания, численность
- Антропонимы
- Реликты прежних верований
- Фольклор
- Похороны.
- Рождение ребенка.
- Национальный костюм
- Мужской костюм.
- Женский костюм
- Крымские татары
- Происхождение этноса
- Традиционные поселения и жилища
- Традиционная одежда и украшения
- Традиционная пища и застольный этикет
- Календари
- Этнокультурные истоки формирования календаря крымских татар
- Крымскотатарский народный календарь
- Символы в вышивках и орнаменте крымских татар
- Численность и мероприятия по возвращению в Крым
- Хыдырлез
- Ораза байрам
- Курбан байрам
- День национального траура крымскотатарского народа