logo
этнография

Этнокультурные истоки формирования календаря крымских татар

В результате сложного этнического процесса в период IV-XV вв. сформировалось ядро крымскотатарского народа. Представители каждой группы внесли свой вклад в формирование календаря и календарной обрядности. Поклонение Солнцу, принятое у римлян, усиливает солярный культ у скифов Крыма. Известно, что Рим в I-IV вв. н. э. контролирует Херсонес и прилегающие к нему районы. В этот период были привнесены культ Юпитера, солнечного бога Митры, состоялось знакомство с римским юлианским календарем.

Дальнейшее совершенствование европейского (солнечного) календаря происходит с момента появления тюркских племен на полуострове, которые, как и нетюркские предки, участвовали в формировании крымскотатарского народа. В этот период в Крыму в различных его регионах действовали восточный (12- летний животный), зодиакальный, мусульманский, и солнечный календари. Со временем в среде крымских татар утверждается солнечный календарь. Потребность в зодиакальном счете и восточном календаре ослабляется, фактически сохраняясь только в памяти старшего поколения.

В золотоордынское время (вторая половина XIII в. - первая половина XV в.) большая часть населения Крыма исповедовала ислам. В Крымском ханстве (вторая половина XV - XVIII вв.) ислам закрепляется как государственная религия.

В Крыму в XIII-XIV веках утверждается мусульманский календарь, который в силу своей специфики выполняет особую функцию в жизни крымских татар - обслуживает религиозные мусульманские обычаи и обряды. Мусульманский календарь построен с учетом изменений лунных фаз, и поэтому его называют лунным. В лунном календаре нет весенних, летних, осенних, зимних месяцев - они кочуют по всем временам года. Следовательно, исключается возможность его согласования с хозяйственной деятельностью, а также жизнью природы. История формирования ислама свидетельствует, что календарь выполнял религиозную функцию.