logo search
ИСТ / история билеты

39.Материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 вв. (хозяйство, одежда, литература, народное творчество).

Осн. занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов.Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Жилищем скотоводов была юрта. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья. В жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. \\15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана. Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом. Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа). Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания. Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).