logo
ИСТ / история билеты

7. Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы(2 тыс л-8 в до н. Э.), саков, канглов, гуннов).

Андроновцы вели оседлы образ жизни, но в 10-9 вв. до н.э. происходит переход от оседлого скотоводства к кочевому. Найдены каменные скульптуры древних богов, храмовые комплексы, сущ-ли погребальные обряды, графические знаки – прообраз письменности. В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета, пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца. Гунны. Украшения изготавливаются в основном из золота, используется инкрустация (вставка из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволоки), шнуровое плетение и др.

Сарматы. Хозяйство и культура (3 в. до н.э. – 2(4) в. н.э.).

Сарматы, обитавшие в Зап Каз-не, являлись современниками саков, персов Кира и Дария1 и греков эпохи Алекс. Македонского. В греч источниках упоминаются кА савроматы, позднее сарматы. Господствующим типом хоз-ва было полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хоз-ва означал экон. прогресс в жизни степных племен. Труд чел-ка стал более продуктивным. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли. В стадах кочевников преобладали овцы, также важную роль в хоз-ве играли, что подтверждается археол раскопками. При раскопках погребений войнов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. На базе скот-го сырья развивалось ремесло. Изготавливали колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, короткие мечи, ножи и др. Сарматы в характерен скифский звериный стиль. Доминирующей формой религиозных верований, как у саков, был культ предков. Памятники: могильники в Чингирлауском районе (Уральская обл.), вблизи с. Лебедевка.