Революционный классицизм ж.Л. Давида. Обращение художника к темам общественного и героического звучания.
Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства - в архитектуре, живописи, скульптуре.
Наиболее ярко влияние классицизма оказало на живопись. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в себе чуство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, целенаправленный характер.
В преддверии Великой Французской революции в живописи Франции появляется очень яркий, талантливый художник - Жак Луи Давид. В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре - "революционный классицизм".
Давид был сыном парижского негоцианта (оптовый купец, коммерсант), окончил Королевскую академию. В своих ранних работах он близок традициям позднего барокко и даже некоторым элементам рококо. Получив "римскую премию" как лучший ученик Академии, он попадает в Италию в 1775 году. Там знакомится с памятниками античности, изучает труды итальянских художников. После этого Давид начинает использовать в своих работах то, что привлекало его в античности, однако, стараясь не подражать, а искать свой путь.
Надо сказать, что накануне революции идеалом французского буржуаазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга , который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так складывался новый стиль, и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем ("Клятва Горациев").
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь "Верховного существа" или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского.
В 1793 году в Лувре открыт Национальный музей, который отныне стал и центром художественной культуры, и художественной школой. Туда и поныне приходят художники для копирования, для изучения шедевров мирового изобразительного искусства.
В 1790 году Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев "Клятва в зале для игры в мяч", в которой задумал создать образ народа в едином революционном порыве. К сожалению, картина не была написана, кроме зарисовок, эскизов. Когда был убит "друг народа" Марат, художник пишет по поручению Конвента свою знаменитую картину "Смерть Марата".
С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности - и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Но после падения якобинской диктатуры политическая карьера художника обрывается, а его самого ненадолго арестовывают.
Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Во время Директории он пишет "Сабинянок". Начинает проявлять интерес к образу Наполеона. И в период империи Наполеона он становится первым живописцем императора. По его заказу пишет огромные картины "Наполеон на перевале Сен-Бернар", "Коронация" и пр.
Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Отныне он живет в Брюсселе, где и умирает.
Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир.
- Революционный классицизм ж.Л. Давида. Обращение художника к темам общественного и героического звучания.
- Ф. Гойя – крупнейший художник Испании конца XVIII – начала XIX века. Новаторский и бунтарский характер творчества Гойи.
- Исторические корни и идейно-эстетическая программа романтизма. Творчество т. Жерико.
- Творчество э.Делакруа. Делакруа – глава французского романтизма. Обращение художника к темам национально-освободительной борьбы и революционных событий.
- Г. Курбе как глава реалистического направления во Франции. Социальная заостренность его творчества.
- Расцвет национального реалистического французского пейзажа. Т. Руссо и барбизонцы.
- Творчество к. Коро. Отличие живописной системы Коро от творческого метода барбизонцев.
- Тема крестьянской жизни и природы в творчестве ф. Милле.
- Э.Мане как зачинатель нового этапа в живописи Франции. Эволюция творчества Мане.
- Тематика и особенности творчества основных представителей французского импрессионизма. Живописная система импрессионизма. К.Моне как наиболее типичный мастер импрессионизма.
- Портрет и жанр в творчестве импрессионистов. О.Ренуар.
- Творчество э.Дега.
- Постимпрессионизм как переходный этап между искусством XIX и начала хх века. Основная проблематика творчества крупнейших импрессионистов.
- Синтетизм п.Гогена.
- Ван Гог как мастер остропсихологического искусства.
- Особое место о. Родена в искусстве Франции второй половины XIX века. Влияние Родена на развитие современной скульптуры. Основные произведения и главные этапы творчества.
- Архитектура рубежа XIX-хх веков. Своеобразие архитектуры модерна. Творчество а. Гауди, в. Орта, а. Ван де Вельде.
- Модерн и символизм в живописи и графике. Г. Климт. О. Бердсли.
- Фовизм. Творчество его крупнейших представителей.
- Основные направления европейского авангарда начала хх века: кубизм, футуризм, экспрессионизм.
- Кубизм в европейском искусстве. П. Пикассо как воплощение для современников понятия «художник хх века». Основные периоды его творчества.
- Экспрессионизм в искусстве Германии.
- Архитектура хх века. В. Гропиус и «Баухауз». Теоретические основы функционализма.
- Ле Корбюзье и его роль в развитии современной архитектуры.
- Тематика и особенности творчества а. Бурделя и а. Майоля.