logo
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 курс (18-20вв) / История искусств_18-20вв(Не мои)

Творчество э.Делакруа. Делакруа – глава французского романтизма. Обращение художника к темам национально-освободительной борьбы и революционных событий.

Эжен Делакруа (Delacroix) (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, — 13.8.1863, Париж), - известный французский живописец и график.

Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Делакруа с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных тенденций.

Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Делакруа противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета.

Творчество Делакруа принадлежит к вершинам мировой живописи 19 века благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Делакруа придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов.

Биография художника Делакруа

«Вы говорите — глава школы? Скажите лучше — глава мятежа!» — это восклицание, вырвавшееся у одного из зрителей перед картинами Делакруа, облетело весь Париж. И в нем была, конечно, своя доля истины, хотя знаменитый уже к тому времени живописец был все-таки прежде всего главой художественной школы — школы романтизма. Представителей этого течения в европейском искусстве первой половины прошлого столетия называли детьми Великой Французской революции. Но за эпохой революционного подъема последовала реставрация королевской власти, и «романтики» были скорее разочарованными молодыми людьми, которым претили «добродетели» буржуазно-ограниченного существования. В искусстве «романтики» требовали неограниченной свободы, борясь с официальным академическим классицизмом. Они пытались говорить в литературе, музыке, живописи на живом языке человеческих страстей. Их увлекали смелость контрастов, сила мятежных характеров, эмоциональная насыщенность образов. Гюго, Санд, Шопен, Берлиоз, Жерико, Рюд, Делакруа — блестящее созвездие имен единомышленников в искусстве.

Художник Эжен Делакруа — сын выдвинувшегося в годы революции политического деятеля Шарля Делакруа — имел, о чем со страхом писали критики, «совершенно революционное происхождение». Он был широко образован. Посещал Школу изящных искусств в Париже (1816—1822), затем занимался в студии П. Герена, был знаком с Жерико, хорошо знал и ценил старых мастеров.

В 1822 году в Салоне впервые появилась картина Делакруа «Ладья Данте», изображавшая сцену из «Божественной комедии» Данте. Драматизм в передаче человеческих страданий, мощная пластика обнаженных тел заставили критиков заговорить о «смелости Микельанджело».

Следующим крупным произведением молодого художника было полотно «Резня в Хиосе» (1824). На нем развернулось повествование о жутком, кровавом событии — подавлении гурками восстания в Греции, происшедшем «на глазах у просвещенной Европы» за два года до появления картины Делакруа. К волнующей его теме борьбы за независимость художник вернется еще раз, написав в 1827 году ♦ Грецию на развалинах Миссолунги». А свободная широкая живопись с яркими пятнами сочных, горячих красок на долгие годы останется его индивидуальной манерой.

Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил свох хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос. 

Героизм народа, запечатленный Делакруа, оказался, в сущности, напрасным. К власти пришло правительство «короля банкиров» Луи-Филиппа, реакция восторжествовала. Делакруа не находит больше на родине тем для своих произведений. Он отправляется путешествовать.

Испания, Марокко, Алжир — необычная жизнь, новые краски природы. По впечатлениям поездки художник пишет «Алжирских женщин» (1834), «Охоту на львов в Марокко» (1854), «Арабских комедиантов» (1848).

Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831 —в 1832 г., в экзотические страны обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: «Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841). Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Марокканская тема будет еще долго занимать Делакруа.

Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон Жуана»), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, воз­вращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов — Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца и галереи Аполлона в Лувре, капеллы св. ангелов в соборе Сан Сюльпис), натюрморты, пейзажи. Некоторые марины предваряют находки импрессионис­тов, недаром именно Делакруа был тем единственным в 60е годы из признанных художников, кто был готов поддержать это новое поколение. В 1863 г. Делакруа умирает.

Фрески Делакруа на западной стене  По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сульпис (1849—1861).