Г. Курбе как глава реалистического направления во Франции. Социальная заостренность его творчества.
Реализм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса , импрессионизм Мане и Дега , нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера .
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877) , хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы ( Теодор Руссо , Жан-Франсуа Милле , Жюль Бретон ). В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм .
Демократизм Курбе воспитан с детства, в кругу семьи, среди людей провинции Франш-Кон-те, трудолюбивых и честных. Через всю жизнь он пронес любовь к родному городу Орнану.
Редкая работоспособность отличает художника. За краткий срок создан целый ряд произведений, трем из которых суждена мировая слава: «Послеобеденный отдых в Орнане», «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня».
Сюжет полотна -«Дробильщики камня», созданного в 1849 году,— был подсмотрен художником в действительности. Он отважился сделать темой картины крайнее выражение нищеты, «современное рабство. Старик дробит камень, мальчик с корзиной в руках ссыпает щебень в кучу. Бедна их одежда, изношены ботинки. Кожа лица и рук потемнела и загрубела от солнца и пыли. Унылый и однообразный труд словно усыпил их сознание. Будущее ничего хорошего им не обещает. Потому Курбе и показывает людей двух возрастов.
Поднял в своем искусстве социальный вопрос. В годы реакции казалось необычным, что сюжеты, немыслимые для «большого» искусства, стали излюбленными в его живописи. 2 декабря 1851 года республика пала. Посетителям Салона напоминают о том, о чем они не хотят знать, не хотят помнить.
К 1860-м годам ситуация в искусстве Франции решительно меняется. Пришло новое поколение мастеров, во главе которых стояли Мане и Уистлер.
Курбе внимательно следил за развитием искусства. Искусство мастера заметно меняется; не все смогли понять эти перемены, многие прошлые соратники и друзья отворачивались от Курбе. Но это неудручает его. Он пишет натюрморты, фигуры обнаженных, пейзажи, охотничьи сцены.
Для Курбе пластическая форма воплощается в объеме, и объем вещей для него важнее их силуэта. В этом Курбе приближается к Сезанну. Он редко строит свои картины в глубину, его фигуры как бы выступают из картины. Форма Курбе не опирается ни на перспективу, на на геометрию, она определяется прежде всего колоритом и светом, которые лепят объем. Главным средством выражения Курбе был цвет. Его гамма очень строга, почти монохромна, построена на богатстве полутонов. Художник достигает прозрачности света в полутонах при помощи наложения плотного слоя краски одна рядом с другой в определенной последовательности.
Война с Пруссией осложнила политическую обстановку во Франции, в предгрозовом воздухе которой чувствовалась близость революции. 16 марта 1871 года в Париже вспыхнуло восстание. 28 марта была провозглашена Коммуна. Курбе избран ее членом. Однако наивный «анархизм» не помешал ему активно участвовать в деятельности Коммуны. Он был против вывоза художественных сокровищ из столицы, призывал оберегать достояние республики. Его активность в то время удивительна. По его инициативе создается Федерация парижских художников.
После поражения Коммуны Курбе некоторое время скрывался у друзей, но был арестован и заключен в тюрьму. Альбом с рисунками показывает страшные сцены, которые он наблюдал. Он пишет автопортрет. Больной, исхудалый художник сидит на подоконнике камеры. За решеткой окна виден двор с чахлыми деревьями. На двери камеры Курбе написал натюрморт с цветами — то, что он мечтал бы увидеть. Вскоре состоялся суд. Курбе был приговорен к шести месяцам заключения и, главное, громадному штрафу, так как его обвинили в организации сноса Вандомской колонны. Таких денег у художника не могло быть. За неуплату штрафа подлежал заключению в долговую тюрьму. Картины его конфисковали, мастерская в Орнане погибла.
Правительство настаивало, чтобы художник восстановил Вандомскую колонну за свой счет. Перед Курбе оставался один выход — бежать. И он, как некогда Луи Давид, художник Великой французской революции, покидает пределы родины, уезжает в Швейцарию.
31 декабря 1877 года Курбе не стало. Имя Курбе прочно вошло в историю французской художественной культуры, более того — мирового искусства. Он подготовил почву, на которой выросла новая живопись.
Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гёте, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами.
Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых контрастов О.Домье, лишающих предметы своей объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.
- Революционный классицизм ж.Л. Давида. Обращение художника к темам общественного и героического звучания.
- Ф. Гойя – крупнейший художник Испании конца XVIII – начала XIX века. Новаторский и бунтарский характер творчества Гойи.
- Исторические корни и идейно-эстетическая программа романтизма. Творчество т. Жерико.
- Творчество э.Делакруа. Делакруа – глава французского романтизма. Обращение художника к темам национально-освободительной борьбы и революционных событий.
- Г. Курбе как глава реалистического направления во Франции. Социальная заостренность его творчества.
- Расцвет национального реалистического французского пейзажа. Т. Руссо и барбизонцы.
- Творчество к. Коро. Отличие живописной системы Коро от творческого метода барбизонцев.
- Тема крестьянской жизни и природы в творчестве ф. Милле.
- Э.Мане как зачинатель нового этапа в живописи Франции. Эволюция творчества Мане.
- Тематика и особенности творчества основных представителей французского импрессионизма. Живописная система импрессионизма. К.Моне как наиболее типичный мастер импрессионизма.
- Портрет и жанр в творчестве импрессионистов. О.Ренуар.
- Творчество э.Дега.
- Постимпрессионизм как переходный этап между искусством XIX и начала хх века. Основная проблематика творчества крупнейших импрессионистов.
- Синтетизм п.Гогена.
- Ван Гог как мастер остропсихологического искусства.
- Особое место о. Родена в искусстве Франции второй половины XIX века. Влияние Родена на развитие современной скульптуры. Основные произведения и главные этапы творчества.
- Архитектура рубежа XIX-хх веков. Своеобразие архитектуры модерна. Творчество а. Гауди, в. Орта, а. Ван де Вельде.
- Модерн и символизм в живописи и графике. Г. Климт. О. Бердсли.
- Фовизм. Творчество его крупнейших представителей.
- Основные направления европейского авангарда начала хх века: кубизм, футуризм, экспрессионизм.
- Кубизм в европейском искусстве. П. Пикассо как воплощение для современников понятия «художник хх века». Основные периоды его творчества.
- Экспрессионизм в искусстве Германии.
- Архитектура хх века. В. Гропиус и «Баухауз». Теоретические основы функционализма.
- Ле Корбюзье и его роль в развитии современной архитектуры.
- Тематика и особенности творчества а. Бурделя и а. Майоля.