logo search
СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ

1. Введение

Основной постулат ТРИЗ - об относительной независимости процессов создания новых технических систем от желаний человека - сегодня уже не вызывает столь горячих возражений как это было еще совсем недавно. Но до сих пор, надо признать, в научной и инженерной среде очень широко распространено мнение о сугубо личностном (индивидуальном) влиянии на характер прогрессивных изменений в технике: "Я изобретаю (проектирую, делаю) эту техническую систему, поэтому все зависит от моего желания: хочу сделаю так, хочу - придумаю иначе, - талант все может!..."

Из трех миров человеческого творчества - науки, техники, искусства - наука первой лишилась ореола личностной исключительности. Частью элементарной культуры современного исследователя является аксиома о том, что наука изучает объективные закономерности и, следовательно, независимо от того, кто их открывает, правильно установленные закономерности всегда идентичны, хотя и могут быть по разному выражены (одно и то же содержание в разной форме). То есть путь развития науки предопределен, и ни один человек не может его изменить. В отличие от исследователей, многие изобретатели даже не подозревают о существовании каких-либо закономерностей в развитии техники.

Между тем, смысл творчества в науке и технике очень близок: цель науки - добыча знаний о свойствах материи, цель техники - использование этих свойств на удовлетворение потребностей человека и общества. Таким образом, техника - это овеществление знаний, поставляемых наукой. Свою единственную и главную задачу современная цивилизация видит (и даже планирует ее на перспективу - приходится констатировать это!) в преобразовании среды обитания, в подстраивании ее под себя, в создании "буферной", безопасной, искусственной прослойки (второй природы) на основе объективных научных данных. Без техники этого не достичь. Развитие техники, как составной части поступательного развития цивилизации, есть естественно-исторический (объективный) процесс, которым управляют законы, не только не находящиеся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами определяющие его волю, сознание и намерения.

В объективной реальности идут два противоположных процесса, две эволюции:

Техноэволюция - составная и неотъемлемая часть второго типа эволюционного развития.

Познание хотя бы части техноэволюции многократно облегчит человечеству достижение поставленных целей. Закономерности естественной эволюции материи, устанавливаемые наукой, всегда приносили обильные плоды: теория Дж.К.Максвелла, Периодическая система Д.И.Менделеева, структурная теория А.М.Бутлерова и множество других приводили к скачкообразному развитию в своей области знания. Законы развития искусственной среды (техноэволюции) нащупать сложнее, поскольку они не имеют аналогов в естественных науках, так как представляют собой качественно иной системный уровень. Этот уровень выше, по крайней мере, законов неживой природы, но полностью опираются на них; точнее: законы техники являются как бы равнодействующей законов природы, или второй производной от них.

В противоположность сугубо личностной оценке изобретательства существует иная, но такая же крайняя, точка зрения: техника развивается сама, без участия людей; если люди и играют какую-то роль в развитии техники, то не большую, чем в природе пчелы, переносящие пыльцу с цветка на цветок. Но так ли однозначно предопределен ход техноэволюции, движущейся по своим слепым, загадочным и таинственным законам?

И да, и нет. Человек может обрубить какую-то ветку в развитии техники (например, в вооружении), может переориентироваться для каких-то целей развития с одних машин на другие, может какое-то время идти в технике вспять или намного опережать науку. Но человеку не под силу изменить естественные законы. Например, открытая еще в восемнадцатом веке способность света выбирать себе путь через различные среды так, что время прохождения оказывалось минимальным (принцип Ферма), заставит соответствующим образом конструировать, например, оптические приборы. И самое главное: если просмотреть всю историю развития той же оптической техники, то можно заметить некоторую упорядоченность, или закономерность, в ее развитии. Но наиболее удивительные результаты вы получите сделав следующий шаг: сравнивая линии развития нескольких (желательно различных, непохожих друг на друга) технических систем - вы увидите некоторые общие закономерности развития техники. Можно пойти дальше - попытаться проанализировать развитие всей техники и выдвинуть концепцию всеобщей модели техноэволюции. В сущности, это и есть основные идеи методологии исследования закономерностей технического развития. Идеи эти просты и понятны. Очень близкое суждение высказывал еще А.П.Чехов: "Можно собрать в кучу все лучшее, созданное художниками во все века и, пользуясь научным методом, уловить то общее, что делает их похожими друг на друга и что обуславливает их ценность. Это общее и будет законом. У произведений, которые зовутся бессмертными, общего очень много..." (Из письма А.С.Суворину от 3 ноября 1888 года). Поясним только, что "бессмертными произведениями" в технике будут эвристически сильные изобретения, обеспечившие качественный скачок в развитии своей технической системы.

Итак, технику создает человек, тем самым она субъективно определена (задана) человеком. Но все развитие общества - объективный исторический процесс. А так как субъективные действия людей не всегда согласуются с объективными законами развития, то жизнеспособными и полезными оказываются только те результаты человеческих действий, которые выражают объективно существующие закономерности.

Ясно, что знание законов развития технических систем позволит сэкономить большое количество сил, энергии и времени. Главное же заключается в том, что появятся предпосылки хотя бы частичного осуществления извечной мечты человечества: управлять природными и общественными процессами на основе реального долгосрочного прогноза. Как говорил один из героев Булгакова: "Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?..."

Существуют ли принципиальные естественнонаучные запреты на долгосрочные прогнозы? Напротив, есть блестящие примеры. Так, К.Э.Циолковский создал систему прогнозов выхода человечества в космос - всего 16 пунктов, и первые 11 уже осуществились. Предвосхитив потребности человечества, с учетом довольно простых физических и астрофизических закономерностей он выбрал единственно возможную поэтапную космическую дорогу нашей цивилизации - иного пути не могло быть.