logo
СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ

2.3.8. Поморский коч

Первобытный человек селился вдоль рек, поэтому одна из первых возникших потребностей была потребность переправы. Случайное открытие: бревно имеет хорошую плавучесть. После длительных наблюдений: бревно с дуплом имеет еще большую плавучесть. Искусственное дупло - челнок из ствола дерева.

Борьба за скорость, за непотопляемость - наблюдения за окружающей средой, труд помогли изобрести весло, затем парус. Все изобретения делались по методу проб и ошибок: попробовали так - судно потонуло, значит, сделаем иначе. Удачные находки закреплялись, системы совершенствовались. Каждая ТС "отшлифовывалась" сотни лет.

Примером до предела усовершенствованной системы может служить поморский коч - деревянное парусное судно русского Севера. При сжатии во льдах оно не раздавливалось, а попросту выжималось вверх, т.к. оно имело специальную форму.

Ясно, что тысячи судов до этого блестящего изобретения погибли, потонули, исчезли; остались лишь суда наиболее близкой к яйцевидной форме корпуса. Произошел своеобразный естественный отбор. Именно такую форму впоследствии применил на своем "Фраме" Нансен, а затем и создатель "Ермака" Макаров.

Кроме непотопляемости кочи имели и великолепные ходовые качества, они проходили 70-80 (до 100) миль в сутки (английские торговые суда, заходившие в Архангельск проходили не более 50 миль в сутки, голландские фрегаты 40 миль в сутки). Несмотря на это царь Петр запретил под страхом наказания строить эти "староманерные" суда. Но попытка "директивного" торможения развития ТС не удалась - кочи строили до 20 века.

Так что же, есть достижения у МПиО? Да, есть. Но какой ценой! Сколько лет! Сколько жизней!

По подсчетам американских исследователей Рехнитцера и Терри за тысячелетия существования мореплавания в Мировом океане погибло около миллиона судов...