logo search
ИСТ / история билеты

1. Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники, историография.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист. воспитывает национальную гордость и патриотизм.\\Периодизация, согласно учебнику Аманжолова "Ист. Каз-на" выглядит следующим образом: Доисторич. период (3 млн. – 8 век до н.э.) Протоисторич. (древний) пер. (8 век до н.э. – 5 век н.э.) Средневековый период (5 – 16 века н.э.) Новое время (с начала 17 века – 1868) Колониальный период (1868 – 1991) Суверенный К-н (с 1991 года).\\В др. варианте (Очерки) эта периодизация имеет следующую схему: Каз в древности (2,5 млн. – 5 век н.э.)Каз в средневековье (5 век – 17 век)Каз в составе Рос Имп (18 век – 1917 год)Каз в условиях тоталитарной системы (1917 – 1991)Каз-н в современности (1991 - 2000).\\Глубокие расхождения в небольших различиях в периодизации, свидетельствуют о том, что мы имеем дело с одной из сложных проблем науки. В целом ИК состоит из трех больших периодов:\\Древнейший и древний период (2,5 млн. – появление первых орудий труда): А. Эпоха камня Б. Эпоха бронзы В скифо-сакская эпоха.\\Средневековый период (великое переселение народов): А. Эпоха гуннов Б. Древнетюркская эпоха В. Зол. Орда.\\Новое время (Образование Казахского Ханства): А. Каз. ханство 15-18 века Б. Каз-н в 19 веке В. Каз-н в 20 веке.\\ИК изучается при помощи вещественных и письменных источников, по различным монографиям и трудам.

Источники. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда,стоянки,наскальныеизображения,погребения. Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время.Их принято называть историческими источниками. Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать. Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их. Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов». Историогра́фия — в узком смысле слова, это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле слова историография — это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании истории, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная история.

  1. Казахстан в эпоху каменного века (2,5 млн.-2 тыс. л до н.э.); палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Главную информацию о материальной стороне и духовной культуре древнейшего человечества дает каменное орудие труда. История человечества делится на четыре большие эпохи: эпоха камня, эпоха бронзы, эпоха железа, эпоха средневековья. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Каменный век время становления человечества и его хозяйства. Все это характеризуется с низкой производительности труда. Хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первый человек собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды и охотился на животных. Взаимоотношения людей строилось на экономическом равенстве членов коллектива на основе половозрастного разделения труда. Но, несмотря на это, они были коллективистами.

Ранний палеолит (2,6 млн. – 35-30 тыс. лет) В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудия труда принадлежала камню. Человек знал свойства камня.Выбор камня зависел от предназначения орудия труда. В зависимости от формы и от типа орудия труда: остроконечники, рубила итд

Поздний палеолит (до 12-10 тыс.) Это время широкого расселения человека, началось формирование рас и расовых групп. Возникновение рода – первая специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ магии (охоты) в основе которого лежала вера в полученной власти над животными через овладение его образом, символом.

Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверл-х раковин и клыков хищников, ноги украшали браслетами из бивней мамонтов.

Неолит (5 тыс.) Это время рассвета техники обработки камня. Происходит все большая специализация в изготовлении орудий труда. Появились новые технологии обработки камня: сверление, шлифование. Освоение труднообрабатываемой породы камня. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образование племен, племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

  1. Бронзовый век на территории Казахстана (2 тыс. л -8 в. до н. э.)

На рубеже 1-2 четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Арх. памятники племен К-на эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Юж. Сибири. На всей территории К-на развивалось скот-земледельческое хозяйство. Андрон. культ. делится на 3 периода: ранняя бр. - XVIII - XVI вв. до н. э., сред. - XV - XII вв. до н. э., позд. - XII - начало VIII вв. до н. э.\\В Центр. К-не ранний этап - нуринский, названный по

находкам в долине реки Нура, средний – атасуский - по группе могильников в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В то время стали появляться поселения - предшественники городов. Одно из них Аркаим - на границе Челяб. и Куст. обл. В период средней бронзы значительно изменились домостроит-во, орг-я поселений. Примером быт. комплекса явл. поселение Тасты-Бутак в Зап. К.-не. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Вост. К-не десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. Памятниками сред. бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. Племена бронз. века образовали культурный пласт, на основе кот. происходило формир. культуры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастуш. скотоводство и мотыжное земледелие. В скот-ве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство. На пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центр. и Вост. К-н. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у складу андроновцы были представителями европеоидной расы. В языковом отношении они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

  1. Племенные союзы. Политическая история саков. Хозяйство. Общественный строй.

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя (заморские) расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда (носящие острконечные шапки) – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга (изготавливающие напиток хаомо) – в долине Мургаба; саки- аримаспы(стерегущие золото грифов) – Алтай, Вост. К- н.\\Во главе союза племени стоял царь, регулирующий отношения м/у племенами. Опорой царской власти были «лучшие мужи» - военно – племенная аристократия. След. ступень иерарх-ой лестницы занимали родовые общинники. Обедневшие общинники сотст.пехоту.\\Саки были противниками таких держав как персидское гос-во, гос-во Ахиминидов, Ассирия, Урарту. В 530 г до н. э. на тер-ю саков напал персидский царь Кир. Персы потерпели поражение, а царица Томирис срубила голову Киру. С 519-518 гг до н. э. на саков напал перс. царь Дарий 1. Ему удалось покорить часть саков. Саки превратились в даньщиков Персии и должны были поставлять воинов в перс. войско. Таким образом в 490 г до н. э. в морофонском сражении саки сражались в составе перс. войска против греков. В 4 в до н. э. саки воевали с А. Македонским.\\Кочевое скот-во, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще зап. и отчасти центр. К.-ну. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках. Осн. видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки). Такое скот-во было распространено в Вост. К-не, Семиречье, ряда районов центр. и зап. К.-на. Следующий тип скотоводства – оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с металлом. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы саки отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари.\\Использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы: солнцу, ветру, грозе, грому. Которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей.

  1. Государство усуней и канглов.

Племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центр. Азии. Предводитель усуней носил титул гуньмо. Помощники правителя носили титул дугму, им принадлежала исполнительная власть. Помощник военоначальника – дарту. Основная терр-я усуней располагалась в Илийской долине, а зап граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Столицей усуней – Чигучен (город красной долины) – находился на берегу озера Иссык-Куль. Политическая история усуней в некоторых источниках прослеживается до 2 века н.э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Этническая принадлежность усуней до конца не выяснена. Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие – что они предки тюрок и говорили на тюркском языке. В 177 г. до н. э. усуни попали в зависимость к гунна, но освободились и создали свое гос-во . 51 г. до н. э. – усиление полит влияния Китая. Китайские эммисары вмешиваются во внутренние дела усуней. В 53 г. до н.э. гос-во разделилось на 2 части. 53 г. до н.э. - 2 в. н.э. – междоусобные войны при полит и военном вмешательстве Китая. Во 2 в. уходят от зависимости со стороны Китая. С кон. 4-5 вв. усуни подвергаются побегам жуань-жуней. Впервые канглы упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Формирование племенного союза проходило в долинах рек Талас и Сырдарья. Столица – г Битянь (в среднем течении Сырдарьи). Титул правителя – ябгуд. Языки племен: иранский и древнетюркский. Власть переходила от отца к сыну. Сущ-ло общественное неравенство, а также рабство. Канглы связаны политически, экономически, культурно с Китаем, Римом, Куманской Империей.

Хозяйство усуней и канглов. Социальные отношения.

Скотоводство в жизни усуней сыграло определяющую роль. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, посуду изготовляли в большом количестве, ее лепили из глины. Изготавливали черпаки для кумыса. Усуни разрабат. месторождения меди, свинца, олова, умели плавить железо, из которого изготовляли ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благ металлов – бусы для женщин и украшения на одежду. Также известны находки печати из глины, камня. Некоторые усуни военноначальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати. Т.о., и письм источники, и арх. раскопки свидет. о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Канглы умели выплавлять железо, делать из нее предметы обихода, из кости изготавливали накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения из золота, бронзы, бусы из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла. Среди украшений – каменные, металлические, стеклянные бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней. Принадлежали к северо-ирранским племенам и были тюрркояз. народом. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке поля и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок, кувшинов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Использовались и костяные земледельческие орудия. Таким образом, на рубеже н.э. и в 1 тыс. н.э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное государственное объединение – канглы, которое играло важную роль в истории Востока. Население занималось ремеслами, торговлей, скотоводством, земледелием

  1. Образование державы хунну, гуннов. Их роль в этногенезе казахского народа.

В 4 - 3 веках до н. э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства, О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма Цянь. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.\\В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китай и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была мерная волна переселения сюнну па территорию Казахстана н Средней Азии. Хунну - кочевые племена ( кочевое скотов., мет-я, керамика, торговля с Китаем).\\Вторая волна началась в I н.э. когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центр. К.-не, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов». Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.