«Южный федеральный университет»
Институт социологии и регионоведения.
Направление «Зарубежное регионоведение»
Самостоятельная работа по истории России.
Модуль 2.
История Россия в конце XIX – начале XXI в.
Выполнила: студентка 1 курса
Григорян С.Г.
Преподаватель:
Лубский А. В.
Ростов – на – Дону
2014 г.
История Россия в конце XIX – начале XXI в.
1. Составление концептуальных ответов на вопросы:
1. Россия в конце XIX – начале XX в. («Российское общество в эпоху Николая II»)
Николай II правил с 1894-1917гг.
Уровень культуры, образования, национальных отношений достигнутых Россией к началу XXв., явно недостаточно отвечал потребностям буржуазного модернизаторского процесса. Относительный рост экономики, прежде всего промышленности и железнодорожного транспорта в конце XIXв. Породил спрос на образованных граждан и усилил тягу к образованию в среде всех классов и сословий общества.
3. Общество – это совокупность людей, характеризующаяся следующими признаками:
Взаимосвязь всех людей общества.
Взаимоустойчивость
Целостность
4. Экономические тенденции:
Одним из направлений экономической политики государства было привлечение финансовых средств в страну. В России не хватало внутреннего капитала; с другой стороны, запасы сырья и дешевая рабочая сила привлекали иностранных инвесторов. Инвестиции в основном направлялись в тяжелую промышленность: горнодобывающую, топливную, металлургическую, машин6остроение.
Социальные тенденции.
Главной проблемой русской деревни оставалось малоземелье и аграрное перенаселение. Избыточная рабочая сила в деревне составляла 23 млн. человек. Продолжалось разложении крестьянства: зажиточные хозяева арендовали землю у разорившихся соседей и окрестн6ых помещиков, производили товарное зерно. Полноценное индустриальное развитие России не могло осуществиться без разрешения аграрно-крестьянского вопроса.
Политические тенденции.
В начале XXв Россия оставалась самодержавным государством. Власть императора не ограничивалась никакими выборными законодательными органами. Выборные представительские органы – земства и городские думы существовали лишь на уровне местной власти и далеко не во всех губерниях, были зависимы от губернской администрации.
Духовные тенденции.
В ХХ в. Россия вступала, имея обширную и разветвленную систему образования, состоящую из трех ступеней: начальная (церковно-приходская школа, народные училища), средняя (классические гимназии), высшая (университеты и институты). В начале ХХ в. российская наука окончательно завоевывает статус мировой. Нобелевскую премию получили: И. Павлов, И.Мечников и др. В этот период в России появляются философы, чьи имена перешагнули рубежи страны. Россия дает миру целое созвездие философов мирового уровня. В 1904г. – создан первый в Европе аэродинамический институт и многое другое в различных областях науки и исследований.
5. Аграрная реформа вызывала резкие оценки, как среди правых общественных кругов, так и среди революционеров. Правые (консерваторы) считали, что реформа наносить ущерб дворянству, критиковали стремление Столыпина усилить роль крестьянства в земствах. Левые (эсеры, социал-демократы) обрушились на премьера за сохранение земель помещиков, вместе с тем, ненависть революционных кругов вызывало то, что реформа может привести к служению базы радикального движения в крестьянской среде, падению популярности революционных идей.
6. Николай II выбрал курс продолжения политики Александра III, направленный на не значимость самодержавия и феодально-крепостнических пережитков в России. Основными феодально-крепостническими пережитками были:
Абсолютная власть монарха
Сословный строй, отсутствие политических прав и свобод
Крестьянская земельная община
Помещичье землевладение. В России почти не было крестьян-собственников.
Феодальная повинность, выкупные платежи.
Социально-экономическая отсталость заставила Николая II сделать несмелые шаги буржуазных преобразований.
- «Южный федеральный университет»
- Советская Россия в 1917 г. – начале 20-х гг.
- Революция 1917 г. В России.
- 5. Ссср во второй половине 20-х – конце 30-х гг.
- Ссср в годы Великой отечественной войны.
- Советское общество в середине 50-х – начале 80-х гг. Хх в.
- Ссср во второй половине 80-х гг. Перестройка в ссср.
- Распад ссср.
- 10. Россия в 90-х гг. XX в. И Россия в начале XXI в.
- 2. Выполнение учебных заданий: Составить структурно-логические схемы:
- 1. Реформы в России в начале XX в.
- Социалистическая модернизация в ссср.
- Реформы в ссср в середине 50-х – середине 80-х гг.
- Реформы в ссср в период «перестройки».
- Реформы в России в 90-х гг. XX в.
- Реформы в России в начале XXI в.
- 1. Советские правители в XX в.
- 2. Президенты России.
- 3. Россия в первой мировой войне.(1914-1918 гг.)
- 4. Гражданская война в Советской России. (1918-1922 гг.)
- 5. Внешняя политика ссср в 20–30-х гг.
- 6. Ссср во второй мировой войне.
- Внешняя политика ссср в 50–80-х гг.
- Советская культура в первой половине XX в.
- Советская культура во второй половине XX в.
- 10. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI в.
- 3. Решение логических задач:
- 1) В начале хх в. В России появились элементы конституционной монархии;
- 2) В ссср в середине 30-х гг. В основном был построен социализм
- 3) В России 90-х гг. Хх в. Осуществлялась модернизация.
- 1. Политическую систему России до и после революции 1905–1907 гг.
- 2. Нэп и политику «военного коммунизма».
- Сравнить государственную деятельность л.И. Брежнева и м.С. Горбачева.
- 4. Сконструировать понятия: