logo search
История УГАТУ

Авиационные двигатели

Кафедры

     Осенью 1941 года Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе эвакуировался в Уфу. С января 1942 г., уже в Уфе, началась подготовка инженеров по специальности «Производство авиадвигателей». В июне 1943 года в институте, получившем к тому времени название Уфимского авиационного, был организован моторостроительный факультет и вечернее отделение. Обучение на факультете велось по двум специальностям: «Авиационные двигатели» и «Производство авиадвигателей». За годы войны  на факультете подготовлено более 100 специалистов по производству авиадвигателей. До 1958 года название факультета неоднократно менялось и лишь после официального утверждения Минвузом за ним было закреплено название факультет «Авиационные двигатели».      После войны быстро росла потребность в инженерных кадрах для авиационной промышленности и, прежде всего, для Уфимского моторостроительного завода. В 1949 г. кафедру «Теории и конструкции двигателей» возглавил д.т.н., профессор А.Н. Рахманович - первый штатный преподаватель высшей научной квалификации УАИ в послевоенные годы.      С 1956 года по 1962 год существовала объединенная кафедра теоретической механики и сопротивления материалов. С 1962 года они были разделены.      В 1958 г. за счет разделения имеющейся в вузе кафедры «Теория и конструкция авиационных двигателей» были организованы  две кафедры: кафедра «Теории авиационных двигателей» и кафедра «Конструкции авиационных двигателей»      К 1960 г. из стен института вышло около 1,5 тысяч молодых специалистов по авиационным двигателям.      В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства автомобильных двигателей в 1968 г. факультет начал подготовку инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) была организована в 1972 году путем  выделения  сектора поршневых двигателей кафедры «Авиационные двигатели». А в 1977 г. открылся прием на специальность «Гидравлические машины и средства гидропневмоавтоматики» и была организована выпускающая кафедра «Прикладной гидромеханики».      В эти же годы начали организовываться и научно – исследовательские подразделения факультета: лаборатория прочности и надежности резьбовых соединений (организаторы – руководители – профессора Р.Р. Мавлютов и Г.Б. Иосилевич, В.С. Жернаков), комплексная отраслевая научно – исследовательская лаборатория высокотемпературных охлаждаемых турбин. Руководителями работ в этой лаборатории стали профессор С.А. Гаврилов и доценты В.А. Трушин и А.С. Челушкин. Период характеризуется, также, масштабным развитием НИР на кафедрах факультета. Объемы НИР на факультете были в тот период весьма значительными и самыми большими в УАИ.      Развитие науки оказало влияние и на организацию учебного процесса, а именно – вовлечение в НИР студентов, активное внедрение НИРС, как систему подготовки на факультете молодых ученых. В конечном счете это позволило на факультете АД «вырастить» целую плеяду кандидатов наук (свыше 70 чел.), создать основу для дальнейшей подготовки докторов наук (свыше 30 чел). Расширилась учебно-научная база в результате приобретения за счет средств заказчиков и размещения на площадке УАИ в районе аэропорта учебно-испытательного корпуса с необходимым оборудованием.      Развивалось научное направление, созданное на факультете еще в конце 60-х годов, по теории и рабочим процессам ЖРД и РДТТ, в частности, по проблемам управления вектором и модулем тяги.      Активно развивалось также (с 1975 г.) научное направление по проблемам горения в камерах сгорания ГТД, в частности, проблемам образования и выброса сажевых частиц при сжигании углеводородных топлив под руководством профессора З.Г.Шайхутдинова и доцента Ф.Г.Бакирова. Выполнялся большой комплекс исследований по конвертированию авиационных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в наземные энергоустановки высокой мощности и эффективности.      Под руководством профессора Жернакова В.С. создано новое научное направление, связанное с решением ряда фундаментальных и прикладных задач механики разрушения и оценки трещиностойкости элементов конструкций, геометрически нелинейных задач теории оболочек.      Работы под руководством профессора Б.П.Рудого по математическому моделированию, увеличиваясь в масштабах, привели к организации при факультете в конце 80-х годов малого научно-внедренческого предприятия «Альбея», которым разработан большой объем программного продукта, в т.ч. система имитационного моделирования «Альбея», изготовлена  конструкторская и технологическая документация на серию двигателей  малой механизации.      В 1990 г. в связи с объединением кафедр ТАД и Теплофизики ДЛА произошло изменение наименования кафедры ТАД – объединенная кафедра была названа кафедрой «Теории авиационных и ракетных двигателей». При этом в связи с открытием на ФАД подготовки специалистов по новой специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника» кафедра ТАРД стала выпускающей – начала вести подготовку инженеров-теплофизиков.      Период с 1990 года характеризуется коренным изменением условий работы высшей школы, связанным с внедрением государственных образовательных стандартов в систему подготовки специалистов с высшим образованием. С 1993 г. с учетом внедрения в вузе многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, появления перечня бакалаврских и магистерских программ по ГОС РФ, и с учетом региональных потребностей в специалистах была развернута подготовка бакалавров по направлениям: 550900 «Теплоэнергетика», 552700. «Энергомашиностроение» и 551000 «Авиа – и ракетостроение».  Позднее, в 1999 г., это явилось базой для начала подготовки и приема на первый курс для обучения по специальности 100500 – «Тепловые электрические станции». Параллельно ведется и подготовка специалистов специализацией «Газотурбинные энергетические установки». На факультете организован прием магистров по трем специализированным программам: 551005 «Проектирование и конструкция энергетических установок и летательных аппаратов», 552705 «Системы гидравлических и пневматических приводов» и 552706 «Поршневые и комбинированные двигатели».      В 1995 г. состоялся первый выпуск инженеров по специальности 131500 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника».      В 1997 г. состоялся первый выпуск бакалавров по указанным направлениям. Практически все выпускники, за редким исключением, продолжили обучение по инженерным специальностям. Среди выпускников ежегодно несколько человек получают дипломы с отличием, поступают в аспирантуру.      В связи с необходимостью проведения большого объема  конструкторских, технологических и производственных работ для постановки на производство результатов НИР кафедр в начале 90-х годов были организованы предприятия «Научно-технический центр «Экомотор» и «Научно-производственный центр «Экомотор», НПФ «Теплофизика», МВП «Конверсия».  В настоящее время они продолжают функционировать, занимаясь продвижением результатов НИР и ОКР.      Создание конкурентоспособных образцов техники связано, как правило, с принятием новых, а часто и нетрадиционных решений. Эффективность этих решений зависит от информационной и психологической готовности к этому специалистов, разрабатывающих изделия, их готовность к научно-техническому творчеству. Поэтому в процессе подготовки специалистов необходимо, кроме привития им определенных навыков, умений, передачи нужного объема информации, формировать в них и творческое начало. На факультете по инициативе кафедры ДВС  в 1984 году были начаты работы по поиску новых путей совершенствования подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Возникнув как инициативные, эти работы продолжались в рамках программы целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) и вылились в создание и внедрение в учебный процесс функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС).      Реорганизация учебного процесса была проведена в основном в сторону индивидуализации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов в получении знаний и в решении задач дипломного проекта. Выпуски специалистов, подготовленные в соответствии с ФЦТПС, показали ее высокую эффективность. К моменту защиты дипломного проекта до 80% студентов подавали заявки на предполагаемые изобретения, до 22% имели положительные решения, до 100% - натурные объекты, крупные программные разработки.      Все эти  и последующие годы качество подготовки специалистов получило высокую оценку со стороны ГАК и предприятий-потребителей специалистов.      Студенты, обучающиеся на специальностях, факультета неоднократно принимали участия в Российских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и становились победителями и призерами.      Аспиранты и студенты неоднократно награждались именными стипендиями таких организаций, как РАН, корпорации “Boeing” , АССАД.      На факультете эффективно работает аспирантура и докторантура. Начиная с 1982 года на факультете защищены более 30 докторских и более 150 кандидатских диссертаций. В настоящее время 98% преподаватели факультета имеют ученые степени доктора или кандидата наук      Основные направления научно-методической работы в указанный период были нацелены на модернизацию материально-технической базы лабораторий, разработку и обновление методического обеспечения на основе применения ПЭВМ, а также необходимого информационного обеспечения дистанционного обучения. Этот процесс успешно продолжается в настоящее время.      Результатом этой работы явились 7 учебников, 21 монография и десятки учебных пособий с грифом Минвуза и грифом научно-методических объединений и комиссий вузов.      Ведущими научно- педагогическими направлениями факультета АД в настоящее время являются:

В целом, за время своего существования факультет «Авиационные двигатели» весьма динамично развивался по всем направлениям деятельности. Выпущено более 5000 специалистов, опубликовано более 1500 научных статей, получено более 500 авторских свидетельств и патентов.

        

Руководство факультета:

 

Кафедры факультета

 

Научно-исследовательские лаборатории

 

Специальности и направления подготовки

Бакалавров

Дипломированных специалистов

Магистров

Аббревиатура кафедры: теор.мех.     Кафедра теоретической механики была создана в 1932 г.

    Первым заведующим кафедрой был ст. преподаватель Савельев А.Е.     При переезде авиационного института из г.Рыбинска в Уфу заведующим кафедрой был профессор Штаерман И.Я.     С 1943 г. по 1964 г. заведовал кафедрой доцент Виноградов В.А.     С 1964 г. по 1987 г. кафедрой заведовал профессор Ивин С.М.     С 1987 г. по 2004 г. кафедрой заведовал профессор Ильчанинов В.П.     Все преподаватели кафедры - выпускники УГАТУ защитившие в столичных вузах диссертационные работы по актуальным проблемам механики сложных систем. Преподавательскую работу осуществляют 5 доцентов и 3 профессора - Терешин В.Г., Ильчанинов В.П., Ковган С.Т. На кафедре имеется учебная лаборатория, где студенты выполняют лабораторные работы по теории колебаний, гироскопии, уравновешиванию роторов и др. В компьютерном классе студенты выполняют расчетно - графические  и курсовые работы по теоретической механике. Руководство: И.о. Зав. кафедрой теоретической механики: доцент Горбаненко Владимир Михайлович. Научно исследовательская работа проводится по нескольким направлениям:

  1. Теория и практика динамического уравновешивания роторов ( доц. Виноградов Л.В. ).

  2. Динамика сложных многофазных систем ( доц. Шакирьянов М.М. ).

  3. Прочность машин и аппаратуры ( проф. Ковган С.Т., доц. Горбаненко В.М. ).

  4. Динамика гироскопических приборов на подвижном основании ( проф. Ильчанинов В.П., доц. Медведев А.П. ).

  5. Аксиально поршневой двигатель внутреннего сгорания ( проф. Ильчанинов В.П., доц. Медведев А.П., доц. Горбаненко В.М.).

ППС и научный штат кафедры: докторов наук - 3, канд. наук – 5, ст.преп. - 2.

    Учебные лаборатории кафедры

  Полное и сокращенное наименование НИЛ  

Комната

Дисплейный класс кафедры теоретической механики

2-306

Лаборатория теоретической механики

2-116